Новости монастыря
Церковь чтит память священномученика Ермогена, Патриарха Московского и всея Руси
2 марта Церковь чтит память священномученика Ермогена, Патриарха Московского и всея Руси, небесного покровителя Казанского-Богородицкого монастыря.
Мы начинаем серию публикаций, посвященных рассказу о жизни священномученика.
Казанский период жизни будущего патриарха Ермогена
Будущий патриарх всея Руси Ермоген родился в 1530 году и был наречен во Святом Крещении Ермолаем. Согласно преданию, святой родился в Казани, однако польские источники позволяют предположить, что до своего пострижения Ермоген мог быть донским казаком. Детство и юность будущего первосвятителя прошли среди суровых рассказов и впечатлений. В то время, когда Ермолай был уже взрослым, были замучены новокрещенные татары Петр и Стефан, на его глазах непрерывно прибывали в Казань толпы русских пленников. Только после завоевания Казани Иоанном Грозным христианское население смогло свободно вздохнуть. Была учреждена Казанская Епархия. Ермолай удостоился лично знать и быть в духовном общении с великими просветителями родного города. Это были – казанский первосвятитель Гурий, его помощник архимандрит Варсонофий и архимандрит Герман. Будущий патриарх окончил школу в Зилантьевом монастыре, основанном архимандритом Германом и всегда называл его своим учителем.
Ермолай начал службу клириком казанского Спасо-Преображенского монастыря, основанного святителем Варсонофием, позднее епископом Тверским. В 1579 году в Казани случился страшный пожар, после которого произошло знаменательное событие: явление чудотворной иконы Казанской Божией Матери. В то время отец Ермолай в сане протопопа был настоятелем церкви святого Николая в Гостином дворе, и именно ему выпала честь первым из священнослужителей принять в свои руки чудесно обретенную святыню. Обладая незаурядным литературным дарованием, святитель сам составил в 1594 году сказание о явлении чудотворной иконы и совершавшихся от нее чудесах. В сказании он со смирением пишет о себе: «Я же тогда... хотя и был каменносердечен, однако прослезился и припал к Богородицыну образу, к чудотворной иконе и к Предвечному Младенцу, Спасу Христу... И по велению архиепископа, с прочими святыми крестами пошел я с иконою в находящуюся вблизи церковь святого Николая, который зовется Тульским...» Тропарь новоявленной иконе Божией Матери Казанской «Заступница усердная…» написанный святителем, знала вся Святая Русь.
Медленно восстанавливалась разрушенная Казань. В это время овдовевший отец Ермолай принял постриг с именем Ермогена в московском Чудовом монастыре – в месте своего будущего подвига. Его возвели в сан архимандрита и назначили настоятелем казанского Спасо-Преображенского монастыря. 13 мая 1589 года архимандрит Ермоген был поставлен в сан архиепископа Казанского и Астраханского с предоставлением ему (первому из архиереев казанских) митрополичьего титула. Новый святитель с ревностью продолжал труды своих великих предшественников.
В течение семнадцати лет святитель возглавлял епархию, основанную в крае, относительно недавно присоединенном к России. Прежде всего, его усилия были направлены на вовлечение в лоно христианской Церкви инородческого населения Поволжья (главным образом, татар-мусульман). Митрополит стремился не столько к количественному увеличению числа новообращенных, сколько к внутреннему усвоению ими начал христианской жизни; его чрезвычайно угнетало то обстоятельство, что многие из новообращенных лишь на словах называли себя христианами, полностью сохраняя прежний уклад жизни.
Тем же целям усиления христианского влияния на население Казани служило и возведение новых и украшение старых христианских храмов. По инициативе митрополита, строится собор Пресвятой Богородицы с приделами Успения Божьей Матери и святого Александра Невского в Казанском девичьем монастыре — том самом, в котором хранилась чудотворная икона Казанской Божией Матери. В Спасо-Преображенском монастыре возводится великолепный собор во имя Преображения Господня. Строятся также церкви Архангела Михаила и Димитрия Солунского в окрестностях Казани. Богато украшается иконами Соборный Казанский храм. Ко времени Гермогена относятся учреждение казанского Федоровского монастыря и строительство каменного Сергиевского храма в женском Иоанно-Предтеченском монастыре в Свияжске.
Не меньшее внимание уделяет святитель прославлению местных казанских святых. Он обращается к патриарху Иову с ходатайством об установлении особого дня поминовения русских воинов, павших при взятии Казани, а также о прославлении мучеников казанских, пострадавших за веру — Иоанна Нового, Стефана и Петра. Патриарх ответил немедленным согласием: ежегодное поминовение казанских героев было установлено в первую субботу после Покрова Пресвятой Богородицы; имена героев и мучеников занесены в общий синодик для поминовения в Неделю православия, а особое поминовение казанских мучеников установлено митрополитом Гермогеном 24 января. В 1592 году Гермоген участвует в перенесении мощей святителя Германа Казанского из Москвы в Свияжск, в церковь Успения Свияжского Богородицкого монастыря.
В 1595 году, при перестройке казанской церкви Спасо-Преображенского монастыря, им были обретены мощи святителей Гурия, первого архиепископа Казанского, и Варсонофия, основателя Спасо-Преображенского монастыря и епископа Тверского. Перу Гермогена принадлежит Житие этих прославленных казанских чудотворцев.
За выдающиеся архипастырские труды митрополита Ермогена избрали на первосвятительскую кафедру.
Все новости раздела
Новости по теме

2 марта Церковь чтит память священномученика Ермогена, Патриарха Московского и всея Руси, небесного покровителя Казанского-Богородицкого монастыря.
Мы начинаем серию публикаций, посвященных рассказу о жизни священномученика.
Казанский период жизни будущего патриарха Ермогена
Будущий патриарх всея Руси Ермоген родился в 1530 году и был наречен во Святом Крещении Ермолаем. Согласно преданию, святой родился в Казани, однако польские источники позволяют предположить, что до своего пострижения Ермоген мог быть донским казаком. Детство и юность будущего первосвятителя прошли среди суровых рассказов и впечатлений. В то время, когда Ермолай был уже взрослым, были замучены новокрещенные татары Петр и Стефан, на его глазах непрерывно прибывали в Казань толпы русских пленников. Только после завоевания Казани Иоанном Грозным христианское население смогло свободно вздохнуть. Была учреждена Казанская Епархия. Ермолай удостоился лично знать и быть в духовном общении с великими просветителями родного города. Это были – казанский первосвятитель Гурий, его помощник архимандрит Варсонофий и архимандрит Герман. Будущий патриарх окончил школу в Зилантьевом монастыре, основанном архимандритом Германом и всегда называл его своим учителем.
Ермолай начал службу клириком казанского Спасо-Преображенского монастыря, основанного святителем Варсонофием, позднее епископом Тверским. В 1579 году в Казани случился страшный пожар, после которого произошло знаменательное событие: явление чудотворной иконы Казанской Божией Матери. В то время отец Ермолай в сане протопопа был настоятелем церкви святого Николая в Гостином дворе, и именно ему выпала честь первым из священнослужителей принять в свои руки чудесно обретенную святыню. Обладая незаурядным литературным дарованием, святитель сам составил в 1594 году сказание о явлении чудотворной иконы и совершавшихся от нее чудесах. В сказании он со смирением пишет о себе: «Я же тогда... хотя и был каменносердечен, однако прослезился и припал к Богородицыну образу, к чудотворной иконе и к Предвечному Младенцу, Спасу Христу... И по велению архиепископа, с прочими святыми крестами пошел я с иконою в находящуюся вблизи церковь святого Николая, который зовется Тульским...» Тропарь новоявленной иконе Божией Матери Казанской «Заступница усердная…» написанный святителем, знала вся Святая Русь.
Медленно восстанавливалась разрушенная Казань. В это время овдовевший отец Ермолай принял постриг с именем Ермогена в московском Чудовом монастыре – в месте своего будущего подвига. Его возвели в сан архимандрита и назначили настоятелем казанского Спасо-Преображенского монастыря. 13 мая 1589 года архимандрит Ермоген был поставлен в сан архиепископа Казанского и Астраханского с предоставлением ему (первому из архиереев казанских) митрополичьего титула. Новый святитель с ревностью продолжал труды своих великих предшественников.
В течение семнадцати лет святитель возглавлял епархию, основанную в крае, относительно недавно присоединенном к России. Прежде всего, его усилия были направлены на вовлечение в лоно христианской Церкви инородческого населения Поволжья (главным образом, татар-мусульман). Митрополит стремился не столько к количественному увеличению числа новообращенных, сколько к внутреннему усвоению ими начал христианской жизни; его чрезвычайно угнетало то обстоятельство, что многие из новообращенных лишь на словах называли себя христианами, полностью сохраняя прежний уклад жизни.
Тем же целям усиления христианского влияния на население Казани служило и возведение новых и украшение старых христианских храмов. По инициативе митрополита, строится собор Пресвятой Богородицы с приделами Успения Божьей Матери и святого Александра Невского в Казанском девичьем монастыре — том самом, в котором хранилась чудотворная икона Казанской Божией Матери. В Спасо-Преображенском монастыре возводится великолепный собор во имя Преображения Господня. Строятся также церкви Архангела Михаила и Димитрия Солунского в окрестностях Казани. Богато украшается иконами Соборный Казанский храм. Ко времени Гермогена относятся учреждение казанского Федоровского монастыря и строительство каменного Сергиевского храма в женском Иоанно-Предтеченском монастыре в Свияжске.
Не меньшее внимание уделяет святитель прославлению местных казанских святых. Он обращается к патриарху Иову с ходатайством об установлении особого дня поминовения русских воинов, павших при взятии Казани, а также о прославлении мучеников казанских, пострадавших за веру — Иоанна Нового, Стефана и Петра. Патриарх ответил немедленным согласием: ежегодное поминовение казанских героев было установлено в первую субботу после Покрова Пресвятой Богородицы; имена героев и мучеников занесены в общий синодик для поминовения в Неделю православия, а особое поминовение казанских мучеников установлено митрополитом Гермогеном 24 января. В 1592 году Гермоген участвует в перенесении мощей святителя Германа Казанского из Москвы в Свияжск, в церковь Успения Свияжского Богородицкого монастыря.
В 1595 году, при перестройке казанской церкви Спасо-Преображенского монастыря, им были обретены мощи святителей Гурия, первого архиепископа Казанского, и Варсонофия, основателя Спасо-Преображенского монастыря и епископа Тверского. Перу Гермогена принадлежит Житие этих прославленных казанских чудотворцев.
За выдающиеся архипастырские труды митрополита Ермогена избрали на первосвятительскую кафедру.
Новости по теме
Другие новости раздела
Расписание богослужений на Страстной Седмице
Расписание богослужений на Страстной Седмице
В праздник Входа Господня в Иерусалим митрополит Кирилл совершил Литургию в Казанском кафедральном соборе
13 апреля 2025 года, в Неделю 6-ю Великого поста, ваий (Вербное воскресенье), праздник Входа Господня в Иерусалим, митрополит Казанский и Татарстанский Кирилл совершил Божественную литургию в кафедральном соборе Казанской иконы Божией Матери
Популярные новости
Расписание богослужений на Страстной Седмице
Расписание богослужений на Страстной Седмице
В Неделю Крестопоклонную митрополит Кирилл совершил Литургию в Казанском кафедральном соборе Казани
23 марта 2025 года, в Неделю 3-ю Великого поста, Крестопоклонную, митрополит Казанский и Татарстанский Кирилл совершил Божественную литургию святителя Василия Великого в кафедральном ...
Таинство Соборования будет совершено 11 апреля в 18:45
Дорогие братья и сестры! Вечером, 11 апреля, в монастыре будет совершенно Таинство соборования в Крестовоздвиженском храме. Начало в 18.45. Желающие принять участие в Таинстве, просьба прийти заранее и записаться в церковной ...