Последний рейд штурмана Васильева

Последний рейд штурмана Васильева
Автор: Информационная служба Казанско-Богородицкого монастыря

К памятной и трагической дате 22 июня мы публикуем воспоминания прихожанки Крестовоздвиженского храма Казанско-Богородицкого монастыря Зинаиды Васильевны Мухамедшиной о военном детстве и погибшем отце-подводнике.

Ранее детство Зинаида Васильевна (1937 года рождения) с семьей провела в Кронштадте. Ее папа Василий Кузьмич Васильев, окончивший Ленинградское военно-морское училище, там служил. И вот грянула Великая Отечественная война, началась блокада Ленинграда.

«Чтобы спасти людей от голодной смерти была выстроена «Дорога жизни» по льду Ладожского озера. По ней было эвакуировано 554 186 человек. В апреле 1942 года, в последнем поезде уезжала наша семья: мама, брат девяти лет и пятилетняя я. Шел он в Среднюю Азию, а мы должны были сойти в Свияжске, так как хотели найти приют в Зеленодольске у родственников. На одной из остановок мама легко одетая, взяв пустой чайник, вышла из вагона, чтобы запастись водой. Но когда вернулась, то увидела последний вагон, уходящего состава. Она сразу же обратилась в военную комендатуру за помощью. Вы представляете ситуацию - двое детей остались в поезде? Но во время войны отношение у людей друг к другу было потрясающее! Нас взяли под опеку.  А маме помогли за двое суток с пересадками на военном составе догнать блокадный поезд. Она никогда об этом не рассказывала. И только, когда у меня уже была своя семья, она поведала эту историю и сказала: «Нас спасла Богородица». Мама была верующая, из христианской семьи. И все эти два дня она молилась Божьей Матери.» 

А уже в мае семья получила печальное известие: ««Лодка не пришла на базу».

«Больше мы ничего об отце не знали. С той поры прошло 76 лет. Уже не стало моего брата. Как-то накануне 9 мая дочка, жившая в Краснодаре, решила поехать с мужем в Севастополь, чтобы принять участие в акции «Бессмертный полк». Позвонила нам с сыном в Казань, чтобы нас тоже на это вдохновить. Ну и тогда сын решил найти сведения об отце. Целый день провел в Интернете, а уже около 11 вечера позвонил мне. Голос у него был такой взволнованный, что не передать словами: «Мама, я нашел могилу дедушки»! У меня конечно, слезы ручьем полились.

Как выяснилось, отец был дивизионным штурманом, в звании капитан-лейтенанта, на крейсерской подлодке «K-23» в составе Северного флота. За два года войны экипаж выполнил немало важных боевых задач: устанавливал мины, на которых подрывались немецкие корабли, конвоировал суда союзников.

В последний боевой поход лодка отправилась 28 апреля 1942 года. Утром 12 мая «К-23» обнаружила вражеский конвой: транспортное судно и два сторожевых корабля. Она  потопила торпедами транспортник, но и сама подверглась атаке глубинными бомбами. Поврежденная субмарина всплыла и дала артиллерийский бой врагу. Оба сторожевых корабля были потоплены. Далее, по данным радиоразведки, самолет противника начал обстреливать «К-23», а добивали ее немецкие «охотники за подлодками» - самолеты «Uj-1101», «Uj-1109» и «Uj-1110».

Затонула «K-23» в Баренцевом море близ норвежского мыса Нордкин. Погиб 71 человек.  

Среди них 53 русских, 17 украинцев и 1 аварец.

«В экипаже мой отец был единственным представителем Татарстана! Я подумала, а почему бы не рассказать о нем, например, на уроках воскресной школы? – завершает рассказ Зинаида Васильевна. -  Мне кажется, ребята должны знать об этом.

ТЕГИ:
Община Казанского Богородицкого монастыря
Великая Отечественная война