Новости монастыря
Проповедь в день памяти преподобного Памвы Нитрийского, пустынника 31.07.2024
Дорогие братья и сестры, среди святых, которых сегодня вспоминает Церковь, находится преподобныйПамва– египетский отшельник, который жил в четвертом веке.
Однажды к Памве пришел пустынник, принеся кусок сухого хлеба. Старец спросил его: «Для чего он принес с собой кусок сухого хлеба?» Пришедший сказал ему: «Чтобы не стеснить тебя, есть свой хлеб».
Через несколько дней Памва отправился к этому отцу и взял кусок хлеба, намочив его в воде. И когда его спросили, для чего он принес кусок намоченного хлеба, преподобный объяснил: «Чтобы не доставить стеснения ни в хлебе, ни в воде».
Мы видим, какую любовь приобрели подвижники. Они боялись даже стеснить друг друга и принести какое-то неудобство. Так, святые больше всего боялись задеть или обидеть человека. Это является для нас примером, как мы должны относиться к окружающим нас людям, к нашим ближним.
Памва постоянно пребывал в сокрушении и умилении, никогда не смеялся. Бесы решили рассмешить его: привязав к перу веревку, они стали тащить её перед взором старца, как какую-нибудь тяжесть, и кричать друг другу: «Помогите, помогите!» Памва засмеялся. Бесы обрадовались и стали кричать: «Памва засмеялся, Памва засмеялся!» Преподобный им возразил: «Я не засмеялся, я посмеялся над вами, над вашей немощью». Тогда бесы тотчас исчезли.
О чем это говорит? Во-первых, это говорит о том, что бесы стараются вызвать у нас пустой смех, чтобы вывести человека из духовной сосредоточенности, собранности, чтобы помешатьнам памятовать о Боге, чтобы лишить нас сокрушения. А во-вторых, Памва сказал, что он посмеялся над бесами, над их немощью.
Как мы можем посмеяться над бесами, посмеяться над их немощью?
За каждым грехом, за каждой страстью стоит тот или иной бес, если мы будем смеяться над собой, смеяться над своими страстями, не поддаваться им, то мы будем смеяться над падшими духами. Например, приходит к человеку помысл тщеславия, и он начинает смеяться над собой: «Опять, успокойся, ну кому ты нужен. Если что доброе ты и сделал, то это принадлежит не тебе, а Богу». Или, например, у человека начинает зарождаться чувство обиды, а он смеется над собой: «Опять началось, ну что ты из себя представляешь? Вспомни свои грехи, к тебе еще даже не так должны относиться, с чего ты взял, что всё должно быть по-твоему?» Если мы будем так смеяться над собой, смеяться над своими страстями, то бесы будут убегать от нас, а наши страсти будут понемногу ослабевать. Конечно, такой смех должен подкрепляться добродетелью смирения и молитвой ко Христу.
Вообще, надо сказать, что шутки, смех – они не противоречат христианскому образу жизни, только надо соблюдать меру.Можно пошутить, чтобы поддержать человека, взбодрить его, пошутить, чтобы отогнать чувство печали, но только шутки должны быть добрыми, а не такими, что мы задеваем человека, превозносимся над ним, обижаем его, как это, к сожалению, часто бывает.
К Памве часто приходили монахи для получения духовного совета. Иногда святой не сразу давал ответ, говорил: «Не знаю, что сказать, мне необходимо подумать». И давал ответ через несколько дней или через несколько недель, иногда даже через несколько месяцев. Его ответы всегда были правильны, его устами говорил Сам Бог.
Среди монахов возник спор, за его разрешением они пришли к преподобному. А дело было в следующем: двое братьев получили богатое наследство, оба приняли монашество. Первый раздал всю свою часть имущества нищим, церквям, монастырям, а сам удалился в пустыню, стал питаться делом своих рук, постоянно пребывал в посте и молитве. А второйпостроил монастырь, в котором собралась братия, построил странноприимный дом, построил больницу и каждую субботу и воскресенье он устраивал бесплатные обеды, где питалось множество нищих. Оба брата скончались. И среди монахов возник спор – кто из них больше угодил Богу? Когда Памва выслушал их, он ответил: «Оба совершенны. Один уподобился праведному Аврааму своим гостеприимством и служением ближним, а другой уподобился святому пророку Илии». Но монахов этот ответ не устроил, они продолжали спорить. Тогда святой сказал: «Потерпите, братия, пока Бог не известит меня, я скажу вам». Через несколько дней они снова пришли к нему и преподобный открыл им, что он был восхищен в рай и видел в раю обоих братьев. Тогда спор прекратился, а монахи прославили Бога.
Из этого мы видим, что все формы монашеской жизни равноспасительны, добавлю, как и благочестивая жизнь в миру. От нас только требуется сохранять православную веру, жить церковной жизнью и творить добрые дела.
Аминь.
Иеромонах Ермоген (Рубан)
Все новости раздела
Новости по теме
Дорогие братья и сестры, среди святых, которых сегодня вспоминает Церковь, находится преподобныйПамва– египетский отшельник, который жил в четвертом веке.
Однажды к Памве пришел пустынник, принеся кусок сухого хлеба. Старец спросил его: «Для чего он принес с собой кусок сухого хлеба?» Пришедший сказал ему: «Чтобы не стеснить тебя, есть свой хлеб».
Через несколько дней Памва отправился к этому отцу и взял кусок хлеба, намочив его в воде. И когда его спросили, для чего он принес кусок намоченного хлеба, преподобный объяснил: «Чтобы не доставить стеснения ни в хлебе, ни в воде».
Мы видим, какую любовь приобрели подвижники. Они боялись даже стеснить друг друга и принести какое-то неудобство. Так, святые больше всего боялись задеть или обидеть человека. Это является для нас примером, как мы должны относиться к окружающим нас людям, к нашим ближним.
Памва постоянно пребывал в сокрушении и умилении, никогда не смеялся. Бесы решили рассмешить его: привязав к перу веревку, они стали тащить её перед взором старца, как какую-нибудь тяжесть, и кричать друг другу: «Помогите, помогите!» Памва засмеялся. Бесы обрадовались и стали кричать: «Памва засмеялся, Памва засмеялся!» Преподобный им возразил: «Я не засмеялся, я посмеялся над вами, над вашей немощью». Тогда бесы тотчас исчезли.
О чем это говорит? Во-первых, это говорит о том, что бесы стараются вызвать у нас пустой смех, чтобы вывести человека из духовной сосредоточенности, собранности, чтобы помешатьнам памятовать о Боге, чтобы лишить нас сокрушения. А во-вторых, Памва сказал, что он посмеялся над бесами, над их немощью.
Как мы можем посмеяться над бесами, посмеяться над их немощью?
За каждым грехом, за каждой страстью стоит тот или иной бес, если мы будем смеяться над собой, смеяться над своими страстями, не поддаваться им, то мы будем смеяться над падшими духами. Например, приходит к человеку помысл тщеславия, и он начинает смеяться над собой: «Опять, успокойся, ну кому ты нужен. Если что доброе ты и сделал, то это принадлежит не тебе, а Богу». Или, например, у человека начинает зарождаться чувство обиды, а он смеется над собой: «Опять началось, ну что ты из себя представляешь? Вспомни свои грехи, к тебе еще даже не так должны относиться, с чего ты взял, что всё должно быть по-твоему?» Если мы будем так смеяться над собой, смеяться над своими страстями, то бесы будут убегать от нас, а наши страсти будут понемногу ослабевать. Конечно, такой смех должен подкрепляться добродетелью смирения и молитвой ко Христу.
Вообще, надо сказать, что шутки, смех – они не противоречат христианскому образу жизни, только надо соблюдать меру.Можно пошутить, чтобы поддержать человека, взбодрить его, пошутить, чтобы отогнать чувство печали, но только шутки должны быть добрыми, а не такими, что мы задеваем человека, превозносимся над ним, обижаем его, как это, к сожалению, часто бывает.
К Памве часто приходили монахи для получения духовного совета. Иногда святой не сразу давал ответ, говорил: «Не знаю, что сказать, мне необходимо подумать». И давал ответ через несколько дней или через несколько недель, иногда даже через несколько месяцев. Его ответы всегда были правильны, его устами говорил Сам Бог.
Среди монахов возник спор, за его разрешением они пришли к преподобному. А дело было в следующем: двое братьев получили богатое наследство, оба приняли монашество. Первый раздал всю свою часть имущества нищим, церквям, монастырям, а сам удалился в пустыню, стал питаться делом своих рук, постоянно пребывал в посте и молитве. А второйпостроил монастырь, в котором собралась братия, построил странноприимный дом, построил больницу и каждую субботу и воскресенье он устраивал бесплатные обеды, где питалось множество нищих. Оба брата скончались. И среди монахов возник спор – кто из них больше угодил Богу? Когда Памва выслушал их, он ответил: «Оба совершенны. Один уподобился праведному Аврааму своим гостеприимством и служением ближним, а другой уподобился святому пророку Илии». Но монахов этот ответ не устроил, они продолжали спорить. Тогда святой сказал: «Потерпите, братия, пока Бог не известит меня, я скажу вам». Через несколько дней они снова пришли к нему и преподобный открыл им, что он был восхищен в рай и видел в раю обоих братьев. Тогда спор прекратился, а монахи прославили Бога.
Из этого мы видим, что все формы монашеской жизни равноспасительны, добавлю, как и благочестивая жизнь в миру. От нас только требуется сохранять православную веру, жить церковной жизнью и творить добрые дела.
Аминь.
Иеромонах Ермоген (Рубан)
Новости по теме
Другие новости раздела
«Капустки», киноклуб и «живая история»: как прошли осенние праздники в воскресной школе
День Матери в воскресной школе имени святителя Гермогена Казанского Богородицкого монастыря прошел очень плодотворно. После тематических занятий, посвященных этому прекрасному празднику, был устроен творческий мастер-класс «Капустки»,
В праздник Казанской иконы Божией Матери в столице Татарстана прошли церковные торжества
4 ноября 2024 года, в праздник Казанской иконы Божией Матери и День народного единства, церковные торжества прошли в столице Республики Татарстан. Накануне, 3 ноября, в Казанском кафедральном соборе , построенном на месте явления
Популярные новости
В праздник Казанской иконы Божией Матери в столице Татарстана прошли церковные торжества
4 ноября 2024 года, в праздник Казанской иконы Божией Матери и День народного единства, церковные торжества прошли в столице Республики Татарстан. Накануне, 3 ноября, ...
Праздник в честь Казанской иконы Божией Матери прошел в воскресной школе
Пред иконой Богородицы Я с надеждой молюсь За родных, друзей, за Родину За истерзанную Русь… Эти прекрасные строки, столь актуальные для нашего Отечества ...
В столице Татарстана состоялся крестный ход с Казанской иконой Божией Матери
4 ноября 2024 года, в праздник Казанской иконы Божией Матери и День народного единства, установленный в память об избавлении в 1612 году Москвы и России от иноземных захватчиков, в ...