Проповедь в четвертую седмицу Великого поста

Проповедь в четвертую седмицу Великого поста
Автор: Информационная служба Казанско-Богородицкого монастыря

После Божественной литургии благочинный Казанско-Богородицкого монастыря иеромонах Андрей обратился к прихожанам со словом проповеди:

Святая Церковь сегодня вспоминает преподобного Иоанна Лествичника. Так его называют, потому что он написал книгу «Лествица» - в переводе с церковнославянского на современный русский язык «Лестница». В ней описано, как человек должен духовно возрастать от ступени к ступени, как по лестнице, к Царствию Небесному.

И сегодня ради воскресного дня читалось Евангелие от Марка, сороковое зачало, где говорится: «Один из народа сказал в ответ: Учитель! я привел к Тебе сына моего, одержимого духом немым». Здесь мы видим, что он еще не понимает к кому он обращается, называет Господа «учителем».

И продолжаем: «где ни схватывает его, повергает его на землю, и он испускает пену, и скрежещет зубами своими, и цепенеет. Говорил я ученикам Твоим, чтобы изгнали его, и они не могли. Отвечая ему, Иисус сказал: о, род неверный! доколе буду с вами? доколе буду терпеть вас? Приведите его ко Мне».

Большинство толкователей считает, что слова «род неверный» относятся к нечистым силам. Мы с вами знаем, что произошло отпадение от Бога части ангелов, и они были извергнуты во внешнее пространство. Мы и представить себе не можем, сколько вокруг нас роится бесов. Слава Богу, мы этого не видим. Хотя некоторым святым угодникам Божиим это было дано.

И вот мы читаем Евангелие дальше: «Приведите его ко Мне. И привели его к Нему. Как скоро бесноватый увидел Его, дух сотряс его; он упал на землю и валялся, испуская пену.

И спросил Иисус отца его: как давно это сделалось с ним? Он сказал: с детства;»

И этот вопрос не случаен. Если б он впал в это состояние внезапно, будучи взрослым, то значит, он сам в чем-то согрешил. А если с детства, то, следовательно, это произошло по грехам родителей. Или чтобы на нем «явились дела Божии».

И вновь обращаемся к Евангелию: «и многократно дух бросал его и в огонь и в воду, чтобы погубить его; но, если что можешь, сжалься над нами и помоги нам.

Иисус сказал ему: если сколько-нибудь можешь веровать, всё возможно верующему.

И тотчас отец отрока воскликнул со слезами: верую, Господи! помоги моему неверию».

То есть нельзя сказать, чтобы отец совсем не веровал, но его вера была слабенькая, как у нас порой. Хотя Господь говорит, что «если будете иметь веру хотя бы с горчичное зерно, то горами будете двигать». Вот, видимо, вера его была меньше зерна, поэтому показательно, что он со слезами возопил ко Христу: «верую, Господи! помоги моему неверию».

Продолжаем чтение: «Иисус, видя, что сбегается народ, запретил духу нечистому, сказав ему: дух немой и глухой! Я повелеваю тебе, выйди из него и впредь не входи в него. И, вскрикнув и сильно сотрясши его, вышел; и он сделался, как мертвый, так что многие говорили, что он умер. Но Иисус, взяв его за руку, поднял его; и он встал».

Из этого фрагмента мы видим, что Господь никогда ничего не делал напоказ. Как только народ стал собираться, то Он быстро его исцелил и поднял. И нас он призывает к тому же: «чтобы левая рука не знала, что делает правая».

И вот ученики его спрашивают наедине: «почему мы не могли изгнать его? И сказал им: сей род не может выйти иначе, как от молитвы и поста».

Это ключевые слова. Действительно, мы с вами должны знать, что от многих страстей можно избавиться только так. Пост – не обязательно чего-то не есть. Имеется в виду воздержание. Вот у тебя есть страсть к винопитию, тогда ты изо всех сил сдерживай себя, не пей, откажись от друзей, которые могут тебе налить и молись. Проси у Господа помощи. И в этот момент наступает то, что в православии называется синегрия – соединение двух энергий, соработничество Бога и человека. Человек старается, борется со страстью и обращается за помощью к Богу. И тогда страсть постепенно уходит. И в сегодняшнем Евангелии, если бы отец не пришел к Богу, то не исцелился бы сын.    

ТЕГИ:
Великий пост
Иеромонах Андрей (Сироткин)