«Самое главное для монаха – любить Господа и следовать за Ним, несмотря ни на что»

«Самое главное для монаха – любить Господа и следовать за Ним, несмотря ни на что»
Автор: Информационная служба Казанско-Богородицкого монастыря

Мы продолжаем серию интервью с братией Казанского Богородицкого мужского монастыря. На сей раз нашим собеседником стал благочинный обители, иеромонах Андрей (Сироткин).

— Отец Андрей, как вы пришли к вере?

— Меня всегда интересовал вопрос смысла жизни. Я задавал его учителям в школе. Они отвечали: «Чтобы мы после себя оставили потомство, чтобы на Земле продолжалась жизнь». И у меня от такого «смысла жизни» начиналась какая-то тоска. Я понимал, что не для этого существует человек. А потом, в 1988 году, когда праздновалось Тысячелетие Крещения Руси, я осознанно надел православный крестик. Это было еще не столько по вере, сколько дань уважения традиции. Я знал, что мои предки были крещеные, носили крестики, и решил, что тоже буду, как они. После окончания университета, когда я работал в школе учителем истории, меня не переставал волновать этот вопрос. Я изучал работы французских философов-просветителей Вольтера, Дени Дидро, читал других мыслителей, и все там было какое-то «жиденькое», ненастоящее. Потом стал интересоваться мировыми религиями: исламом, буддизмом, различными восточными культами. И, как часто это бывает, именно в последнюю очередь обратился к православию, хотя нужно было с этого начинать. И уже когда я начал слушать радио «Радонеж», прямые эфиры с участием священников, то, действительно, получил ответы на все свои вопросы.

А уже впоследствии, когда у меня умер отец, мы пригласили священника и зазвучали песнопения православной панихиды, я окончательно для себя решил: «Вот это мое! И больше мне ничего не надо». Потом я побывал в Оптиной пустыни, увидел там всю красоту православия, пообщался с монахами и понял, что мой путь - монашество. Вернувшись из Оптиной пустыни, я начал каждое воскресенье ходить в храм. Со временем исповедался, причастился, стал воцерковляться. Старался несколько раз в году ездить в Оптину и там окормляться. И как-то Господь так управил, что я стал иеромонахом и теперь служу здесь, в Казанском Богородицком мужском монастыре.

— Вы стали одним из первых его насельников. Вспомните свои впечатления от обители в то время.

Я летал, как на крыльях! Сначала диаконская  хиротония, потом меньше чем через неделю священническая хиротония. Практически каждый день службы. Было очень много треб, тогда приходило много людей креститься. Заказывали благодарственные молебны, молебны перед Казанской иконой Божией Матери. А через четыре месяца я принял монашество. Это вообще был первый постриг после революции в нашем Казанском Богородицком монастыре. Я всегда с теплом вспоминаю это время - начало возрождения монастыря. Тогда и здоровье было покрепче, и сил побольше. Не знаю, как и что будет дальше. Но, если судить по нынешней ситуации, это самое лучшее, самое благодатное, самое радостное время за всю мою жизнь.

— А что самое главное в монашестве?

Преподобный Марк Подвижник говорит, что главное делание монаха — молитва. Монах, который не творит Иисусовой молитвы, не понимает, зачем он стал монахом. Монах должен полюбить молитву. Как говорил преподобный Серафим Саровский, «если монах не молится, то это не монах, а черная головешка», имея в виду одеяние, потому что монахи (или, как говорили на Руси, чернецы) ходят в черных одеждах. И главное, что отличает монаха от мирянина, — это особенная любовь к молитве: и к келейной, и к общей братской.

Еще, что очень важно для монаха, это смирение. Оно является как бы раствором, который скрепляет все другие добродетели, без смирения все наши добрые дела обрастают гордостью или тщеславием и становятся не угодными Богу.

Вообще, одно из самых неприятных зрелищ - это гордый, капризный и обидчивый монах. В одной книге написано: настоящего монаха обидеть невозможно, если он обижается, значит, уже до этого он утратил своё монашество.

А так, поскольку монах - это совершенный христианин, то в монашестве все важно: и жизнь по заповедям, и послушание, и труд, и молитва, и изучение слова Божия, и делание добрых дел, и хранение тех обетов, которые мы давали в постриге, и много ещё чего. У святителя Игнатия Брянчанинова в собрании его творений целый пятый том посвящён монашеству, он так и называется «Приношение современному монашеству», там все очень хорошо и подробно описывается. Вообще, считаю, что в келье каждого монаха должно быть собрание творений святителя Игнатия. Лучшего наставника не найти. Ну а если одной фразой попытаться ответить на ваш вопрос, то я бы сказал так: «Самое главное для монаха — любить Господа и следовать за Ним, несмотря ни на что».

— Как вы относитесь к возрождению традиций семейного образования, когда детей обучают на дому сами родители?

— Здесь есть свои плюсы и свои минусы, но плюсов, на мой взгляд, больше. Главное, чтобы родители сами имели хорошее образование и материальные возможности для того, чтобы в каких-то случаях можно было нанять репетитора.

— Как подготовить ребенка к исповеди? Как часто исповедовать?

— Отношение Бога к человеку можно объяснить на примере семьи. Как отец не может радоваться плохим поступкам своего сына, так и Бог не ищет в них только повода, чтобы наказать. И как родитель любит свое дитя, каким бы нерадивым оно ни было, так и Господь покрывает все наши грехи Своим безграничным милосердием.

Бог ждет от нас полного доверия — только и всего. Такие доверительные отношения человека с Творцом и устанавливаются через Таинство покаяния. Родители могут помочь ребенку подготовиться к нему, предложив записать на листике небольшой список своих грехов. Не нужно самим диктовать этот список. Вы можете ему только что-то подсказать, подвести к размышлениям, побеседовав с ним о том, какие могут быть грехи, чем мы можем оскорблять Бога и людей. Для этого можно перечислить основные заповеди Божии, объяснив каждую из них. Не стоит напоминать ребенку его конкретные проступки, настаивая, чтобы он не забыл их исповедовать, пусть он сам к этому придет. Также ребенку необходимо объяснить, что произнесение грехов на исповеди — это еще только начало покаяния и очень важно, чтобы он не повторял их. Лучше не пользоваться перечнем грехов, составленным для взрослых, чтобы прочитанное не направило раньше времени детский ум, куда он еще не заходил в силу своей детской чистоты. Поэтому при разговоре с ребенком о возможных грехах надо быть очень осторожным и называть только самые общие. Можно ребенку объяснять грехи, которые, возможно, он таковыми не считает. Например, компьютерные игры со всевозможными «стрелялками», долгое просиживание у телевизора и т.д.

Также не нужно подходить к ребенку после исповеди и спрашивать, не забыл ли он рассказать священнику о том или ином грехе, чтобы у него как можно дольше оставалось радостное чувство после таинства. И ещё нельзя детей пугать Богом. Французский писатель Жан Поль Сартр вспоминал о том, что в детстве родители говорили ему, что Христос всё видит и накажет его, если он будет себя плохо вести. В какой-то момент у него появился протест против Бога и церкви. В итоге он стал неисправимым атеистом. По поводу частоты исповеди разные священники по-разному отвечают на этот вопрос. Думаю, что здесь всё сугубо индивидуально. У нас в монастыре кто-то исповедуется каждое воскресенье, кто-то раз в две недели, а кто-то и того реже. Все дети разные, у родителей бывают разные обстоятельства и всех загонять в какие-то общие рамки, на мой взгляд, было бы неправильно.

— Известны ли вам случаи, когда Казанская икона Божией Матери оказывала помощь прихожанам? Возможно, запомнились какие-то яркие истории?

— Я как-то служил молебен после литургии, и в его завершении ко мне подошла одна женщина, сняла с себя золотой крестик и сказала: «Я хочу отблагодарить Матерь Божию. Принести этот крестик в дар иконе Пресвятой Богородицы». Я спросил, что случилось. Она объяснила: «Дело в том, что у меня целую неделю болела голова и, чтобы я ни делала, какие бы лекарства не принимала, мне ничего не помогало. И вот сейчас я, уже отчаявшись, зашла в храм и попала на молебен, буквально пять минут постояла, и у меня головную боль как рукой сняло». 

А вообще много, конечно, было разных случаев исцелений. Кроме того, знаю, что люди просили, чтобы Матерь Божия помогла в устройстве на работу, и потом приходили и благодарили ее. Одной женщине, которую оклеветали, грозило тюремное заключение, и Богородица также ей помогла. Много чего было за эти годы. Но самое главное, на что бы я обратил внимание, это чудо, которое происходит во всех наших храмах во время служения Божественной литургии. Самый обычный хлеб и самое обычное вино становятся пречистым Телом и ЧестнОю Кровью Господа нашего Иисуса Христа. Вот это самое главное чудо! Причем Господь не просто нам являет Свою плоть и Свою кровь, а дает возможность соединиться с Ним в Таинстве святого причащения.  И, что интересно, для этого Господь избрал не молитвенный и не интеллектуальный способ, а самый естественный — через вкушение. Когда мы вкушаем пищу, то она растворяется, и кровь разносит ее до самой последней клеточки нашего организма. Вот также и когда мы причащаемся, то Господь входит в нас и соединяется с каждой последней нашей молекулой. И если подумать, поразмышлять над этим, кто мы, и кто Он, то, становится очевидно, что Господь это делает по неизреченной Своей любви к нам, грешным людям. И не зря апостол Павел пишет, что любовь Христова превосходит всякое разумение. Это действительно так. Ну и не будем забывать о том, что Господь говорит нам в Евангелии: «ядущий мою плоть и пиющий мою кровь имеет жизнь вечную, и я воскрешу его в последний день». Я думаю, если бы все люди знали о том, что происходит в Таинстве Евхаристии, то к нашим храмам выстроились бы километровые очереди, как это было, когда привозили Пояс Пресвятой Богородицы. Но, к сожалению, многие этого ещё не знают и не понимают. И нам предстоит над этим немало поработать.

ТЕГИ:
Иеромонах Андрей (Сироткин)
Интервью
Казанская икона Божией Матери