Новости монастыря

Дневник дальнейших событий. Митрополит Ефрем. Часть IX

Дневник дальнейших событий. Митрополит Ефрем. Часть IX
Автор: Марина АСТАХОВА

Продолжение. Начало см. часть I, часть II, часть III, часть IV, часть V, часть VI, часть VII, часть VIII.

10 ноября я решила посетить Казанский Кремль. Мне хотелось воочию увидеть то место, где проходили раскопки «пещерки» Спасо-Преображенского монастыря. Была и еще одна цель. Прочитав на сайте музея-заповедника о том, что в церкви св. Николы Ратного располагается музей археологии, я хотела выяснить – не у них ли находится крест-мощевик митрополита Ефрема, найденный в ходе раскопок.

До этого я была к Казанском Кремле не раз, однако ни разу не доводилось бывать на территории бывшего Спасо-Преображенского монастыря. До недавнего времени знала лишь о том, что на месте музея «современного искусства» под открытым небом, находился некрополь, на котором обрели покой многие знаменитые казанцы: священники и профессора Казанской Духовной академии, купцы и военные, чиновники.

Анатолий Михайлович Елдашев в книге «Утраченные монастырские некрополи Казани (XVI – начало XX вв.)» приводит список из 84 захоронений (с 1863 по 1922), информацию о которых ему удалось разыскать. И отмечает, что «…казанцы не могли проходить без благоговения мимо этого уголка земли, где упокоились останки многих великих людей…». Поэтому, у алтаря Спасо-Преображенского собора, я пропела литию об упокоении «зде лежащих православных христиан».

От пещерки остались лишь небольшие основания стен и разбитые надгробия, также несколько могильных плит лежали по периметру зеленого газона, напоминая прогуливающимся по Кремлю и разглядывающим «памятники современного искусства», о том, что некогда здесь было кладбище.

Спустившись вниз, я увидела мемориальную доску «Церковь св. Николая Чудотворца Ратного с домом архимандрита». В поисках музея археологии вошла в открытую дверь, на входе меня остановил охранник: «Посторонним вход воспрещен!». В ходе диалога выяснилось, что это не музей археологии. Но, стоявшие вдоль стен стеллажи с археологическими находками, привлекли мое внимание. Оказалось, что это институт, а небольшая экспозиция археологических находок организована для сотрудников и студентов. Попросив разрешения «на минутку одним глазком» взглянуть на экспозицию, я подошла к стеллажам. За стеклом были выставлены осколки керамики, большое количество нательных крестиков и очень много скляночек. Разглядев одну, я увидела отлитую в стекле надпись, гласящую, что она содержала освященное маслице от мощей преподобного Серафима. Креста- мощевика среди экспонатов не было. Но на стене около лестницы я увидела подсказку – на большом плакате было написано «Институт археологии им. А.Х. Халикова Академии наук Республики Татарстан». Теперь я знала следующий пункт моего «квеста», по-другому все происходящее не назовешь.

Свернув в арку, я оказалась перед алтарем церкви св. Николая. Меня обрадовало, что храм снаружи в хорошем состоянии, судя по всему и внутри проведены реставрационные работы. Я пропела тропарь, кондак и величание святителю Николаю. Надеюсь, ангел, охраняющий алтарь, который вот уже около 100 лет ждет возобновления богослужений, хоть на минуту порадовался.

От Спасо-Преображенского собора остался только фундамент и подземная часть. Заглянув в окошки, я увидела кирпичные своды храмового подземелья, как мне показалось еще «не тронутые» реставрацией. Вот бы попасть внутрь, прикоснуться к 500-летней истории первого на территории Казанского Кремля монастыря…

Спасо-Преображенский миссионерский монастырь был основан в 1556 году ближайшим сподвижником первосвятителя Гурия святителем Варсонофием. Как пишет историк Андрей Рокщетаев: «за 12 лет его пребывания архимандритом братия от первых нескольких человек выросла до ста насельников. Монастырь стал крупнейшим в нашем крае центром православного просвещения. Проповеди святителя Варсонофия на татарском языке, который он выучил в молодости, проведя несколько лет в крымском плену, обладали, по свидетельствам современников, неотразимой силой и убедительностью».

Первоначально монастырь имел две деревянные церкви – Преображенскую, построенную на каменном фундаменте с каменным подклетом, и Николы Ратного, которая уже в 1560-х годах была возведена в камне. Церковь Николы Ратного построена одновременно с нижним ярусом Спасской башни из того же волжского известняка. Незадолго до кончины, в деревянном Преображенском соборе монастыря принял постриг в великую схиму первый казанский архиепископ Гурий. Он был похоронен 5 декабря 1563 года за алтарем. Его могила стала первой на погосте Спасо-Преображенского монастыря. А в 1576 году преставился святитель Варсонофий и был погребен рядом с преосвященным Гурием.

В 1579 году, когда была обретена Казанская икона Божией Матери, Казань опустошил сильный пожар, в результате чего сгорела деревянная Преображенская церковь. В 1586 году на пепелище был заложен новый каменный шестистолпный пятиглавый Преображенский собор с тремя алтарными апсидами, размерами и красотой не уступавший кафедральному Благовещенскому собору. Новый храм строился на более раннем каменном подклете деревянного храма, который чудом сохранился до наших дней и сходен с нижним храмом Благовещенского собора.

4 октября 1595 года мощи святителей Гурия и Варсонофия были обретены нетленными. Монастырь, прославленный великими небесными заступниками, вскоре стал одним из значимых центров паломничества в Поволжье.

С монастырем связаны и другие известные имена подвижников нашего края – в начале семнадцатого века в число братии Спасо-Преображенского монастыря поступил постриженик московского Чудова монастыря Филарет, впоследствии основавший Раифский монастырь. А в 1627 году, вызванный Казанским архиепископом, в монастыре скончался основатель Седмиезерной пустыни схимонах Евфимий. Этот подвижнической жизни блаженный старец упоминается также в книге «Един от древних»: после того, как к гробнице схимонаха Евфимия в Вознесенский храм Седмиезерной пустыни на руках принесли тяжело и долго болящего архимандрита Гавриила (Зырянова) и соборно отслужили панихиду, «он стал понемногу поправляться».

В 1630 году митрополит Казанский и Свияжский Матфей, с 1615 по 1645 года правивший епархией (при нем были основаны Седмиезерная Богородицкая Вознесенская и Раифская Богородицкая пустыни), перенес мощи святителя Гурия из Спасо-Преображенского монастыря в кафедральный Благовещенский собор.

20 сентября 1918 года во время совершения Литургии последним архимандритом – будущим священномучеником Иоасафом епископом Чистопольским в алтарь Спасо-Преображенского собора вошёл красный командир и объявил, что Кремль закрывается для населения и объявляется военным городком, все гражданские учреждения и частные лица выселяются. Архимандриту Иоасафу удалось добиться от властей разрешение на вынос из кремлевских церквей некоторых наиболее чтимых казанцами святынь. Условием новые власти поставили предоставление списка участников (числом не более 20) перенесения святынь и осуществление последнего без пения, колокольного звона и повторных хождений.

22 сентября были закрыты все кремлевские храмы. На территории монастыря разместили воинскую часть. Надгробия монастырского некрополя были уничтожены, монастырский собор взорван. Была также снесена приписанная к монастырю церковь Св. Киприана и Иустинии.

То, каким был первый Казанский монастырь, теперь можно увидеть лишь на старинных фотографиях…

Завершением моей экскурсии в сумерках, опустившихся на город, стали слова тропаря праздника Преображения Господня. «…Да возсияет и нам грешным свет Твой присносущный, молитвами Богородицы, Светодавче, слава Тебе».

12 ноября из Государственного архива РТ поступил ответ, что видеодокументы о раскопках к ним не поступали, и информацией о их местонахождении архив не обладает.

Так что, «все дороги ведут» в Институт археологии им. А.Х. Халикова Академии наук РТ. Ученые этого института трудятся над сохранением истории народов Волго-Уральского региона, истории нашего края, а также участвуют в исследовательской работе за пределами республики. Их усилиями мы получаем бесценную информацию о прошлом, которая помогает в настоящем. Так, например, сотрудники института обеспечивают археологические исследования Казанско-Богородицкого монастыря, монастырей Свияжска.

В разделе монографий на сайте института я нашла книгу А.Г. Ситдикова «Казанский Кремль: историко-археологическое исследование». В ней содержится большой археологический материал, отражающий ранние этапы истории Казани на основе раскопок, проведенных экспедицией «Казанский Кремль» в 1994–2003 гг. В том числе, в книге был обозначен номер раскопа на территории Спасо-Преображенского монастыря.

В поиске контактов на сайте я обнаружила, что автор книги – и есть директор института археологии Айрат Габитович Ситдиков. Обрадовалась и отправила ему письмо с просьбой поделиться историческими сокровищами – результатами научного труда ученых-археологов, и, возможно, фото- и видеоматериалами. Испытывая определенный скепсис относительно ответа, учитывая серьезность организации и занятость руководителя, я всю надежду возложила на Бога. Как говорил преподобный Паисий Святогорец: «Надежда на Бога – рычаг, который опрокидывает отчаяние, освобождает душу от уныния и страха, и шаг за шагом укрепляет духовные силы человека, пробуждая в нём святой оптимизм».

Тем временем, в поисках брошюры о митрополите Ефреме отца Владимира Мухина (у него не сохранились материалы), я обратилась за помощью в библиотеку Казанской Духовной Семинарии. Низкий поклон заведующей библиотекой Наталье Анатольевне. Благодаря ей, у меня, кроме искомой работы оказался целый кладезь – еще 3 исторических материала о митрополите Ефреме.

Самой бесценной была брошюра 1908 года, содержащая «Речи преосвященного митрополита Государю Михаилу Федоровичу». Ликовала от того, что оказалась словно в «машине времени»! Сам митрополит Ефрем свидетельствовал со страниц о событиях 400 летней давности, о их значении в жизни Святой Руси. В этом документе все важно и взаимосвязано, поэтому я подумала, что лучше не приводить цитаты, а опубликовать его полностью в одной из следующих частей.

Второй документ – статья, написанная к 300–летию кончины митрополита Ефрема доктором церковной истории, профессором Казанской духовной академии Иваном Михайловичем Покровским (1865–1941).

Автор 40 научных работ, награжденный 12-ю государственными наградами (орденами и медалями) и грамотой Патриарха Тихона в 1932 году был осуждён по ст. 58-10, 58-11 УК РСФСР за «Пропаганду, содержащую призыв к свержению, подрыву или ослаблению Советской власти» и сослан в Казахстан сроком на 3 года. В то время он был уже больным человеком, страдал эмфиземой лёгких, астмой, сердечной недостаточностью. И.М. Покровский, по сути, был первым создателем и хранителем Национального архива Татарстана. Благодаря его неутомимой деятельности были сохранены ценные документы из истории нашего края.

Еще одним документом была копия доклада участника 2-х Свияжских чтений (2009 г.) искусствоведа Маханько Марии Александровны «Юбилей династии Романовых 1913 г. и формирование иконографии святителя Ефрема, митрополита Казанского и Свияжского». В нем приведены результаты искусствоведческого анализа имеющихся изображения святителя. Кроме того, доклад содержит редчайшие изображения митрополита из «Книги об избрании на царство Великого Государя, Царя и Великого Князя Михаила Федоровича», год издания 1673.

В докладе Марии Александровны не упоминается о той иконе митрополита, которую нам удалось разыскать. Очевидно, что в 2009 году о ней еще не было известно, ведь к реставратору образ попал в 2012 году. Было бы здорово разыскать контакты Марии Александровны и рассказать ей об иконе и, при возможности, показать. Интересно было бы услышать мнение искусствоведа о происхождении и времени написания образа. Кроме того, для нее есть еще одно изображение святителя на старинной иконе собора Казанских святых, фотографию которой мне прислали, но место нахождения еще только предстоит установить.

Так 14 ноября, возвращаясь с работы, по дороге я изучала присланные документы. Это была новая порция известий от митрополита Ефрема, новая серия заданий моего «квеста». Ликование смешивалось с волнением от осознания объема информации, который предстояло переработать…

Продолжение следует

 

 

 

 

ТЕГИ:
Митрополит Ефрем Казанский
История Казанской епархии

Новости Татарстанской митрополии