Публикации

Проповедь митрополита Феофана в канун Недели 37-й по Пятидесятнице в Казанско-Богородицком монастыре

Проповедь митрополита Феофана в канун Недели 37-й по Пятидесятнице в Казанско-Богородицком монастыре
Автор: пресс-служба Казанской епархии

13 февраля, в канун Недели 37-й по Пятидесятнице, митрополит Казанский и Татарстанский Феофан совершил всенощное бдение в Крестовоздвиженском соборе Казанско-Богородицкого мужского монастыря. После вечернего богослужения глава Татарстанской митрополии обратился к присутсвующим с проповедью.

1 В первый же день недели, очень рано, неся приготовленные ароматы, пришли они ко гробу, и вместе с ними некоторые другие;

2 но нашли камень отваленным от гроба.

3 И, войдя, не нашли тела Господа Иисуса.

4 Когда же недоумевали они о сем, вдруг предстали перед ними два мужа в одеждах блистающих.

5 И когда они были в страхе и наклонили лица свои к земле, сказали им: что вы ищете живого между мертвыми?

6 Его нет здесь: Он воскрес; вспомните, как Он говорил вам, когда был еще в Галилее,

7 сказывая, что Сыну Человеческому надлежит быть предану в руки человеков грешников, и быть распяту, и в третий день воскреснуть.

8 И вспомнили они слова Его;

9 и, возвратившись от гроба, возвестили всё это одиннадцати и всем прочим.

10 То были Магдалина Мария, и Иоанна, и Мария, мать Иакова, и другие с ними, которые сказали о сем Апостолам.

11 И показались им слова их пустыми, и не поверили им.

12 Но Петр, встав, побежал ко гробу и, наклонившись, увидел только пелены лежащие, и пошел назад, дивясь сам в себе происшедшему.

Во имя Отца и Сына и Святого Духа.

Сегодня мы с вами слышали Евангельское чтение (Лк. 24:1-12). Давайте мысленно представим себе: Христа, испытавшего тяжелейшие страдания, распяли, Его ближайшие ученики и жены-мироносицы в смятении. Но раньше, еще при Своей жизни, Спаситель неоднократно говорил о том, что Он будет распят, что Он воскреснет, что Он вознесется на небо и ниспошлет Своим верным последователям апостолам Духа Святого. Всё это было известно.

Но такова человеческая природа, что никогда нет твердой веры. И после погребения ученики разбежались. Кто-то отрекся, а потом шел и плакал. Жены-мироносицы ночью тайно по любви ко Христу идут к Его гробу. Зачем они шли? Да чтобы хотя уже и лежащему во гробе, но все равно любимому Учителю и Господу еще раз поклониться. Они думали, что Он мертв и хотели увидеть Его тело.

Приходят ко гробу. Что такое гроб в те времена? И по сей день на Востоке так хоронят — в скале, в камне. Высекается гробница, куда кладется тело. И удивительно — гроб пустой, нет никого. Или кто-то украл тело? Что случилось, что даже мертвого — как они думали — Его не оставили в покое?

Но вдруг два мужа светозарных встают перед ними. Женщины поняли, что это не просто люди, а ангелы, ибо свет, от них исходящий, был столь ярок, что они не выдержали и упали лицом вниз, поклонились. У них спрашивают: «Что вы ищете живого с мертвыми? Вы ищете Христа? Видите пустое ложе, пустой гроб? Пустой, потому что Христос воскрес вместе с плотью, которую воспринял от Девы Марии. Он совершил то, что должен — и спасительную Жертву на кресте принес, и сошел во ад, разрушив его узы. Исполнено всё, Он воскрес».

Понятно состояние этих женщин — их души трепещут. Они торопятся быстрее к ученикам Христа, к одиннадцати апостолам. Придя в известное им место, где находились апостолы, они говорят: «Мы пришли от места погребения. Мы не нашли Его тело, а нам явились ангелы, которые сказали, что Он воскрес».

Кажется, что может быть проще? Ведь апостолы были со Христом, им бы сразу поверить этой благой вести. Но лишь пылкий Петр бежит посмотреть, он же всё сам всегда хотел видеть, своими глазами. Приходит: действительно, воскрес!

И вот здесь вопрос к нам ко всем о нашем неверии. Скажете: «Они же апостолы, как же они так?» Даже в какой-то степени невольное мысленное осуждение последует: «Ну, что за апостолы? Он с ними был, воскрешал, Лазаря воскресил. Он говорил, что воскрес, а вы не верите». Не знаю, кому труднее, апостолам или нам. Прошло с тех пор две с лишним тысячи лет. Кажется, уже столько было свидетельств и доказательств, что Христос родился, что Он Богочеловек. Он проповедовал и это зафиксировано в Евангелии. Обо всем этом из века в век, из тысячелетия в тысячелетие говорит церковное Предание. Мы знаем больше, чем апостолы в то время, потому что Он не только воскрес, вознесся на небо, ниспослал Духа Святого на апостолов, создал Церковь с Таинствами — мы знаем, что сотни тысяч мучеников страдали, веря во Христа и умирая за Христа. Какие еще нам нужны доказательства, чтобы не просто разумом поверить, но жить так, как учил Христос?

К великому сожалению, даже если мы разумом и приемлем всё это, но больше разумом, а не всем своим существом. Живем так, будто не было Христа и не было Его заповедей. И мы вроде как при крещении не отрекались от Сатаны и всех дел его. Где наша вера? В чем вера наша заключается? Вы скажете: «Мы же тут стоим, владыка. Это свидетельство нашей веры». Конечно. А потом листаем книгу своей жизни — каждый из нас, здесь стоящих, в том числе и я — и говорю: «Ну-ка, Феофан, посмотри, как твое бытие соответствует тому, чему учил Христос». К великому сожалению, могу сказать: горе мне, окаянному, не соответствует очень во многом.

Что же делать, отчаиваться? Нет. Бог наш — Бог любви и милосердия. Пока бьется сердце, пока есть разум, пока мы живем и движемся, вновь и вновь падая — нужно вставать. Вновь и вновь каяться и трудиться. Дабы постепенно, не надеясь на свои силы, но на милость Божию, на Его благодатную помощь, имея Заступницей Его Матерь, постепенно исправить неправды жизни нашей.

Но надо помнить, что это путь нелегкий. А Христос и не обещал легкого пути: «если Меня гнали, будут гнать и вас» (Ин.15:20). Невозможно быть друзьями мира и в то же время друзьями Божьими. Так не бывает, ибо не работают двум господам, потому что одного любят, а другого ненавидят (см. Мф. 6:24). Так устроено, об этом говорит Сам Бог.

И поэтому, когда мы слышим Святое Евангелие, мы мысленно должны обратиться к себе: а как мы верим во Христа? Как мы свидетельствуем нашу веру? Не пустыми нередко словами, а нашей жизнью сокровенной, ибо Бог — сердцевидец. Он видит не только наши дела, как добрые — которых, конечно, меньше — так и злые.

Всегда помнить надо: хотим или не хотим, верим или не верим, принимаем — не принимаем, а ответ давать придется. Это данность от Бога и она неизменна. И не надо надеяться, что какими-то способами удастся увильнуть. Никуда не денешься, настанет Суд Божий — и отвечай. А кто-то мне ответил в уме уже, что «да не скоро еще». Кто знает, скоро или не скоро. Уходишь из этой жизни, вот тебе и всё кончилось. Уже нет времени на покаяние, там только печаль, там только на весы всё кладется.

Поэтому блюди, христианин, как опасно ходишь (Еф. 5:15). Не унывай, но надейся на милость Божию — но и трудись, исполняя Его святые заповеди. И тогда услышишь радостную весть, что будешь вместе с Ним как верный ученик Христов. Аминь.

ТЕГИ:
Митрополит Феофан
проповеди

Новости Татарстанской митрополии