Публикации
Проповедь о честном поясе Пресвятой Богородицы, сказанная на Литургии 13.09.2024
Дорогие братья и сестры, сегодня мы вспоминаем положение честного пояса Пресвятой Богородицы. Он находился в Константинополе, в одном из храмов, посвященных Божией Матери.
Существует два предания о поясе, оба они связаны с Успением Пресвятой Богородицы.
По преданию Константинопольской Церкви, Божия Матерь, накануне своего преставления завещала свои ризу и пояс двум бедным вдовицам, которые получали от Неё пропитание и служили Ей. Святыня бережно хранилась, передавалась из поколения в поколение, впоследствии пояс был перенесен в Константинополь.
По одной версии, Он был перенесен из Иерусалима. По другой версии, он сначала пребывал в Каппадокии.
Позднее пояс был разделен на несколько частей. В XI веке часть святого пояса, как часть приданного, получила Елена – племянница Византийского императора Романа III, которую выдали замуж за грузинского царя. Так частица пояса оказалась в Грузии.
В XIX веке дочь последнего грузинского царя передала этот пояс в дар нашему российскому императору Александру I. Он украсил пояс драгоценными камнями, вернул его в Грузиюи повелел построить специально для него храм. В настоящее время эта святыня пребывает в Грузии. Грузинская Церковь тогда в качестве экзархата входила в состав Русской Православной Церкви.
В XII веке другая часть святого пояса была похищена из Византии болгарами во время их победы над византийским императором Исааком II Ангелом. Так часть пояса оказалась в Болгарии. В XIV веке этот пояспопал к сербскому князю Лазарю, который передал его в дар афонскому Ватопедскому монастырю. Этот пояс до сих пор прибывает в Ватопеде.
Мы помним, как в 2011 году эта святыня посещала нашу страну. Тридцать девять дней святой пояс Пресвятой Богородицы провел в России, был в четырнадцати городах, в Серафимо-Дивеевском монастыре и многие верующие могли к нему приложиться. В это же время частицу пояса передали в дар Казанскому собору в Санкт-Петербурге.
Мы тоже знакомы с этой святыней. Ковчег с частицей пояса и с мощами праведных Иоакима и Анны посещал наш монастырь, у нас совершалось архиерейское богослужение, и мы имели возможность приложиться к этим святыням.
Также сейчас несколько частиц святого пояса находятся в Москве.
В Казани, а именно прямо здесь, в нашем монастыре, тоже хранится частица святого пояса, в Крестовоздвиженском храме, в мощевике, рядом с которым до построения собора находился Казанский чудотворный Образ.
Другое предание связывает святой пояс с апостолом Фомой. По особому смотрению Божию апостол Фома опоздал к Успению Божией Матери, он пришел только на третий день и очень скорбел, что не присутствовал при Её преставлении, что не участвовал в погребении, и не получил от Неё последнего напутствия и благословения, что не видел тех чудес, которые были во время Успения и погребения Божией Матери. И в утешение от Пресвятой Богородицы святой Фома получает Её пояс. И это становится основным преданием.
Если мы вспомним, то в службе погребения Пресвятой Богородицы, в одном из тропарей говорится, что Божия Матерь вручает пояс апостолу Фоме.
Это же подтверждается многими росписями православных храмов. Так, в росписях, которые относятся к XIII-XIV векам изображается, как апостол Фома получает пояс от Пресвятой Богородицы.
Интересно, что и предание западной Римско-католической церкви тоже связывает святой пояс с апостолом Фомой. По преданию западной церкви, святой пояс или часть святого пояса была похищена во время Крестовых походов и принесена в Италию, в Прато. Этот пояс находится там до настоящего времени. В XX веке для него была построена специальная часовня, в которой он пребывает. Поклонение поясу в городе совершается в праздник Рождества Пресвятой Богородицы.
А по преданию восточной Сиро-яковитской церкви, святой пояс тоже связан с апостолом Фомой. Апостол Фома носил пояс с собой. Мученическую кончину апостол принял в Индии, там находились его мощи и святой пояс. В IV веке часть мощей апостола Фомы была перенесена в Византию, другая часть мощей и пояс Пресвятой Богородицы были перенесены в Сирию, в Эдессу. В V веке из Эдессы пояс был перенесен в Эмесуи положен в храме, который в последствии получил название Унн-из-Зуннар, если переводить с арабского «Мать Пояса». Этот пояс там пребывает в настоящем времени.
В XX веке яковитский патриарх Ефрем I Бар Саум принял попытку отыскать этот Пояс в храме. И в присутствии православного архиерея под металлической пластиной был найден сосуд, в котором обнаружили пояс размером 74x5 см, древность которого была подтверждена научной экспертизой.
Часть пояса была отдана индийской, маланкарской церкви.
Вполне возможно, что оба предания верны, и было два пояса. Один пояс Божия Матерь отдала благочестивой бедной вдове, а второй, во время своего явления, отдала апостолу Фоме.
А с сегодняшним праздником связано чудо, которое произошло в правление Льва VI Мудрого или Философа, как его еще называют. Он правил в конце IX–начале X веков. Его жена императрица Зоя была мучима нечистым духом. Ей было видение, что она получит исцеление, если на неё возложат пояс Пресвятой Богородицы. Об этом она рассказала императору, сообщили патриарху, открыли золотой ковчег с поясом – святой пояс сверкал будто только что сотканный, пояс возложили на императрицу, и она получила исцеление от беснования.
После этого случая особенно торжественно стали отмечать праздник Положения честного пояса. По древним типиконам, в этот день полагалось совершать всенощное бдение, но со временем значимость праздника понизилась, и сейчас Устав предлагает нам совершать славословную службу.
Дорогие братия и сестры, императрица приложилась к поясу и получила исцеление. У нас тоже находится частица святого пояса, будем прикладываться к нему, молиться Божией Матери, и мы тоже получим ослабление наших страстей, от нас тоже отступят падшие духи, во власти которых мы, ксожалению, часто пребываем. И здесь, несмотря на город, несмотря на шум, мы находимся под особым Покровом Царицы Небесной. У нас здесь находится Её чудотворный образ и место явления Чудотворного Образа, мы имеем частицу Её святого пояса; будем молиться Божией Матери и обязательно будем услышаны, в первую очередь будем просить себе Царства Небесного и спасения.
Аминь.
Иеромонах Ермоген (Рубан)
Все новости раздела
Новости по теме
Дорогие братья и сестры, сегодня мы вспоминаем положение честного пояса Пресвятой Богородицы. Он находился в Константинополе, в одном из храмов, посвященных Божией Матери.
Существует два предания о поясе, оба они связаны с Успением Пресвятой Богородицы.
По преданию Константинопольской Церкви, Божия Матерь, накануне своего преставления завещала свои ризу и пояс двум бедным вдовицам, которые получали от Неё пропитание и служили Ей. Святыня бережно хранилась, передавалась из поколения в поколение, впоследствии пояс был перенесен в Константинополь.
По одной версии, Он был перенесен из Иерусалима. По другой версии, он сначала пребывал в Каппадокии.
Позднее пояс был разделен на несколько частей. В XI веке часть святого пояса, как часть приданного, получила Елена – племянница Византийского императора Романа III, которую выдали замуж за грузинского царя. Так частица пояса оказалась в Грузии.
В XIX веке дочь последнего грузинского царя передала этот пояс в дар нашему российскому императору Александру I. Он украсил пояс драгоценными камнями, вернул его в Грузиюи повелел построить специально для него храм. В настоящее время эта святыня пребывает в Грузии. Грузинская Церковь тогда в качестве экзархата входила в состав Русской Православной Церкви.
В XII веке другая часть святого пояса была похищена из Византии болгарами во время их победы над византийским императором Исааком II Ангелом. Так часть пояса оказалась в Болгарии. В XIV веке этот пояспопал к сербскому князю Лазарю, который передал его в дар афонскому Ватопедскому монастырю. Этот пояс до сих пор прибывает в Ватопеде.
Мы помним, как в 2011 году эта святыня посещала нашу страну. Тридцать девять дней святой пояс Пресвятой Богородицы провел в России, был в четырнадцати городах, в Серафимо-Дивеевском монастыре и многие верующие могли к нему приложиться. В это же время частицу пояса передали в дар Казанскому собору в Санкт-Петербурге.
Мы тоже знакомы с этой святыней. Ковчег с частицей пояса и с мощами праведных Иоакима и Анны посещал наш монастырь, у нас совершалось архиерейское богослужение, и мы имели возможность приложиться к этим святыням.
Также сейчас несколько частиц святого пояса находятся в Москве.
В Казани, а именно прямо здесь, в нашем монастыре, тоже хранится частица святого пояса, в Крестовоздвиженском храме, в мощевике, рядом с которым до построения собора находился Казанский чудотворный Образ.
Другое предание связывает святой пояс с апостолом Фомой. По особому смотрению Божию апостол Фома опоздал к Успению Божией Матери, он пришел только на третий день и очень скорбел, что не присутствовал при Её преставлении, что не участвовал в погребении, и не получил от Неё последнего напутствия и благословения, что не видел тех чудес, которые были во время Успения и погребения Божией Матери. И в утешение от Пресвятой Богородицы святой Фома получает Её пояс. И это становится основным преданием.
Если мы вспомним, то в службе погребения Пресвятой Богородицы, в одном из тропарей говорится, что Божия Матерь вручает пояс апостолу Фоме.
Это же подтверждается многими росписями православных храмов. Так, в росписях, которые относятся к XIII-XIV векам изображается, как апостол Фома получает пояс от Пресвятой Богородицы.
Интересно, что и предание западной Римско-католической церкви тоже связывает святой пояс с апостолом Фомой. По преданию западной церкви, святой пояс или часть святого пояса была похищена во время Крестовых походов и принесена в Италию, в Прато. Этот пояс находится там до настоящего времени. В XX веке для него была построена специальная часовня, в которой он пребывает. Поклонение поясу в городе совершается в праздник Рождества Пресвятой Богородицы.
А по преданию восточной Сиро-яковитской церкви, святой пояс тоже связан с апостолом Фомой. Апостол Фома носил пояс с собой. Мученическую кончину апостол принял в Индии, там находились его мощи и святой пояс. В IV веке часть мощей апостола Фомы была перенесена в Византию, другая часть мощей и пояс Пресвятой Богородицы были перенесены в Сирию, в Эдессу. В V веке из Эдессы пояс был перенесен в Эмесуи положен в храме, который в последствии получил название Унн-из-Зуннар, если переводить с арабского «Мать Пояса». Этот пояс там пребывает в настоящем времени.
В XX веке яковитский патриарх Ефрем I Бар Саум принял попытку отыскать этот Пояс в храме. И в присутствии православного архиерея под металлической пластиной был найден сосуд, в котором обнаружили пояс размером 74x5 см, древность которого была подтверждена научной экспертизой.
Часть пояса была отдана индийской, маланкарской церкви.
Вполне возможно, что оба предания верны, и было два пояса. Один пояс Божия Матерь отдала благочестивой бедной вдове, а второй, во время своего явления, отдала апостолу Фоме.
А с сегодняшним праздником связано чудо, которое произошло в правление Льва VI Мудрого или Философа, как его еще называют. Он правил в конце IX–начале X веков. Его жена императрица Зоя была мучима нечистым духом. Ей было видение, что она получит исцеление, если на неё возложат пояс Пресвятой Богородицы. Об этом она рассказала императору, сообщили патриарху, открыли золотой ковчег с поясом – святой пояс сверкал будто только что сотканный, пояс возложили на императрицу, и она получила исцеление от беснования.
После этого случая особенно торжественно стали отмечать праздник Положения честного пояса. По древним типиконам, в этот день полагалось совершать всенощное бдение, но со временем значимость праздника понизилась, и сейчас Устав предлагает нам совершать славословную службу.
Дорогие братия и сестры, императрица приложилась к поясу и получила исцеление. У нас тоже находится частица святого пояса, будем прикладываться к нему, молиться Божией Матери, и мы тоже получим ослабление наших страстей, от нас тоже отступят падшие духи, во власти которых мы, ксожалению, часто пребываем. И здесь, несмотря на город, несмотря на шум, мы находимся под особым Покровом Царицы Небесной. У нас здесь находится Её чудотворный образ и место явления Чудотворного Образа, мы имеем частицу Её святого пояса; будем молиться Божией Матери и обязательно будем услышаны, в первую очередь будем просить себе Царства Небесного и спасения.
Аминь.
Иеромонах Ермоген (Рубан)
Новости по теме
Другие новости раздела
Проповедь митрополита Феофана в канун Недели 37-й по Пятидесятнице в Казанско-Богородицком монастыре
13 февраля, в канун Недели 37-й по Пятидесятнице, митрополит Феофан совершил всенощное бдение в Крестовоздвиженском соборе Казанско-Богородицкого мужского монастыря, после чего обратился к присутсвующим с проповедью.
Казанско-Богородицкий монастырь: годы возрождения обители
Прошло время испытаний — Казань вставала из руин.
Популярные новости
В праздник Казанской иконы Божией Матери в столице Татарстана прошли церковные торжества
4 ноября 2024 года, в праздник Казанской иконы Божией Матери и День народного единства, церковные торжества прошли в столице Республики Татарстан. Накануне, 3 ноября, ...
Праздник в честь Казанской иконы Божией Матери прошел в воскресной школе
Пред иконой Богородицы Я с надеждой молюсь За родных, друзей, за Родину За истерзанную Русь… Эти прекрасные строки, столь актуальные для нашего Отечества ...
В столице Татарстана состоялся крестный ход с Казанской иконой Божией Матери
4 ноября 2024 года, в праздник Казанской иконы Божией Матери и День народного единства, установленный в память об избавлении в 1612 году Москвы и России от иноземных захватчиков, в ...