Публикации
Проповедь о работниках в винограднике, сказанная на Божественной Литургии 21.08.24
Дорогие братья и сестры, сегодня читалось Евангелие от Матфея, в котором рассказывалась притча о работниках в винограднике.
Эту притчу сообщает только евангелист Матфей.
В ней говорится о том, что Царство Небесное подобно хозяину дома, который рано по утру нанимает работников в виноградник свой. Здесь описывается типичная для Палестины ситуация: созрел виноград, его надо срочно убрать, на рыночной площади толпятся безработные, которые ждут, кто их наймет на поденную работу. И хозяин договаривается с работниками, обещав им заплатить динарий, и отправляет их в свой виноградник.
Дальше в притче говорится, что хозяин выходит в третий час, в час шестой, девятый, наконец, в одиннадцатый час и видит на торжище стоящих праздными работников, призывает их в свой виноградник и обещает заплатить им. В конце дня, вечером, он расплачивается с работниками, все получают одинаковую плату – один динарий.
Хозяин дома – это Богочеловек Иисус Христос, а виноградник – это весь мир, всё творение Божие.
Притча заканчивается словами, что много званных, а мало избранных.
Много званных, а на самом деле званы все. Всех и каждого Господь призывает, чтобы он потрудился в Его винограднике, а избранные – те, кто откликается на призыв Бога.
Трудовой день означает жизнь человека, а вечер – это переход в вечность.
Обретение веры во Христа остается для нас непостижимой тайной. Человек откликается на призыв Бога в разном возрасте. Кто-то уже в старости – в одиннадцатый час своей земной жизни, но все получают равно динарий – все получают Царствие Небесное.
Когда человек уверует во Христа, принимает Крещение, он начинает возделывать виноградник Божий. В первую очередь он возделывает свою собственную душу, очищая её от грехов, и только уже тогда он сможет трудиться, заботиться о благе и спасении ближних, об окружающих его людях.
Интересно, что когда человек начинает возделывать виноградник Божий, тогда весь мир для него превращается в Царствие Небесное. Точнее сказать, человек уже здесь на земле приобщается к Царству Божиему.
В притче изображается, что труд – это возделывание виноградника. Остальные люди, как находящиеся на торжище, праздные. Неужели только человек, который верует во Христа, который угождает ему, трудится? Конечно, нет. Трудиться приходится всем людям, но, как говорит преподобный Серафим Саровский, такой труд, даже добродетели, которые делаются не ради Христа, они не приносят благодати Духа Святого. Значит, человек не получает динарий, не получает Царства Небесного.
Труд здесь изображается именно как соработничество с Богом. Когда нет такого соработничества, тогда это уже не является трудом, это уже не возделывание виноградника, а разрушение и разорение его.
Если человеческая цивилизация или какая-нибудь страна забывает о Боге, её законы противоречат Евангельским заповедям, попирает нравственность, то такая страна теряет свою культуру, превращается в торжище, в базарную площадь, где сводится всё только к материальному, где всё сводится к товарно-рыночным отношениям: ты – мне, я – тебе. А труд таких людей становится праздностью для Бога с точки зрения вечности, он становится бессмысленным.
Дальше в притче говорится, что вечером, когда хозяин стал расплачиваться с работниками, то те, кто пришли последними, они получили динарий, а те, кто работали с самого утра думали, что они получат больше, но тоже получили один динарий. Тогда они стали роптать на хозяина и говорить: «Эти последние работали только один час, и ты сравнял их с нами, перенесшими тягость дня и зной». Хозяин дома говорит одному из них: «Друг! я не обижаю тебя; не за динарий ли ты договорился со мною? возьми свое и пойди; я же хочу дать этому последнему то́ же, что́ и тебе; разве я не властен в своем делать, что́ хочу? или глаз твой завистлив оттого, что я добр?».
Здесь мы видим, как в человеке зарождается зависть. Он оправдывает себя, опираясь на закон справедливости. Весь Ветхий Завет был построен на законе справедливости: око за око, зуб за зуб. Праведником становится тот, кто заслужил, а кто не заслужил, тот умирает во грехах.
И теперь здесь Господь говорит, что в Новом Завете, с наступлением Царства Небесного идея заслуг уничтожается. Человек, получая спасение, получает благодать не за свой труд, не за свои заслуги, а получает как дар, ради веры во Христа, благодаря его искупительной голгофской жертве.
Так мы видим, что в Новом Завете мы уже призваны действовать по закону любви и милосердия, а закон справедливости мы должны оставить суду Божьему.
Конечно, такой закон любви и справедливости касается только лично нас с вами, потому что всё общество неизбежно продолжает жить по закону справедливости. И это, на самом деле, самое лучшее, по чему оно может жить, потому что здесь на земле невозможно построить Царствие Небесное.
Почему?
Потому что грехом повреждена сама природа человека. И эту истину не учитывали те мыслители, те люди, которые в конце XIX и XX веке хотели построить коммунизм на земле. И мы знаем, чем всё это закончилось. Здесь на земле невозможно построить Царствие Небесное. В это Царство можно войти только через Православную Церковь. Для вхождения в него нужно свободное усилие и желание самого человека.
Притча заканчивается словами, что последние будут первыми, а первые будут последними. То есть здесь, с одной стороны, говорится о том, что все люди, в какое бы время они ни пришли к Господу и стали Ему служить, они все ра́вно получают динарий, получают Царствие Небесное.
В то же время здесь есть и другой смысл. Те, кто были первыми, те люди, которые начали роптать на хозяина, то есть это люди, которые надеялись на свои заслуги, на свои труды. В таком случае они становятся последними или не входят в Царствие Небесное.
А последние – это те, кто не видит своих заслуг, они не видят в себе ничего доброго, они не считают, что они что-то сделали для Бога, они видят только одни свои грехи, в них есть смирение, они надеются только на милосердие Божие. Такие люди становятся первыми и входят в Царство Небесное.
Еще хотелось бы обратить внимание на слова хозяина: «Друг, я не обижаю тебя». Действительно, если мы задумается, то это так. Потому что человек, который с начала своей жизни веровал во Христа, жил всю свою жизнь трудясь, возделывая виноградник, работая, служа Богу, то на самом деле, он намного счастливее того человека, который только пришел к Богу, уверовав в конце своей жизни, но оба равно получают Царствие Небесное.
Аминь.
Иеромонах Ермоген (Рубан)
Все новости раздела
Новости по теме
Дорогие братья и сестры, сегодня читалось Евангелие от Матфея, в котором рассказывалась притча о работниках в винограднике.
Эту притчу сообщает только евангелист Матфей.
В ней говорится о том, что Царство Небесное подобно хозяину дома, который рано по утру нанимает работников в виноградник свой. Здесь описывается типичная для Палестины ситуация: созрел виноград, его надо срочно убрать, на рыночной площади толпятся безработные, которые ждут, кто их наймет на поденную работу. И хозяин договаривается с работниками, обещав им заплатить динарий, и отправляет их в свой виноградник.
Дальше в притче говорится, что хозяин выходит в третий час, в час шестой, девятый, наконец, в одиннадцатый час и видит на торжище стоящих праздными работников, призывает их в свой виноградник и обещает заплатить им. В конце дня, вечером, он расплачивается с работниками, все получают одинаковую плату – один динарий.
Хозяин дома – это Богочеловек Иисус Христос, а виноградник – это весь мир, всё творение Божие.
Притча заканчивается словами, что много званных, а мало избранных.
Много званных, а на самом деле званы все. Всех и каждого Господь призывает, чтобы он потрудился в Его винограднике, а избранные – те, кто откликается на призыв Бога.
Трудовой день означает жизнь человека, а вечер – это переход в вечность.
Обретение веры во Христа остается для нас непостижимой тайной. Человек откликается на призыв Бога в разном возрасте. Кто-то уже в старости – в одиннадцатый час своей земной жизни, но все получают равно динарий – все получают Царствие Небесное.
Когда человек уверует во Христа, принимает Крещение, он начинает возделывать виноградник Божий. В первую очередь он возделывает свою собственную душу, очищая её от грехов, и только уже тогда он сможет трудиться, заботиться о благе и спасении ближних, об окружающих его людях.
Интересно, что когда человек начинает возделывать виноградник Божий, тогда весь мир для него превращается в Царствие Небесное. Точнее сказать, человек уже здесь на земле приобщается к Царству Божиему.
В притче изображается, что труд – это возделывание виноградника. Остальные люди, как находящиеся на торжище, праздные. Неужели только человек, который верует во Христа, который угождает ему, трудится? Конечно, нет. Трудиться приходится всем людям, но, как говорит преподобный Серафим Саровский, такой труд, даже добродетели, которые делаются не ради Христа, они не приносят благодати Духа Святого. Значит, человек не получает динарий, не получает Царства Небесного.
Труд здесь изображается именно как соработничество с Богом. Когда нет такого соработничества, тогда это уже не является трудом, это уже не возделывание виноградника, а разрушение и разорение его.
Если человеческая цивилизация или какая-нибудь страна забывает о Боге, её законы противоречат Евангельским заповедям, попирает нравственность, то такая страна теряет свою культуру, превращается в торжище, в базарную площадь, где сводится всё только к материальному, где всё сводится к товарно-рыночным отношениям: ты – мне, я – тебе. А труд таких людей становится праздностью для Бога с точки зрения вечности, он становится бессмысленным.
Дальше в притче говорится, что вечером, когда хозяин стал расплачиваться с работниками, то те, кто пришли последними, они получили динарий, а те, кто работали с самого утра думали, что они получат больше, но тоже получили один динарий. Тогда они стали роптать на хозяина и говорить: «Эти последние работали только один час, и ты сравнял их с нами, перенесшими тягость дня и зной». Хозяин дома говорит одному из них: «Друг! я не обижаю тебя; не за динарий ли ты договорился со мною? возьми свое и пойди; я же хочу дать этому последнему то́ же, что́ и тебе; разве я не властен в своем делать, что́ хочу? или глаз твой завистлив оттого, что я добр?».
Здесь мы видим, как в человеке зарождается зависть. Он оправдывает себя, опираясь на закон справедливости. Весь Ветхий Завет был построен на законе справедливости: око за око, зуб за зуб. Праведником становится тот, кто заслужил, а кто не заслужил, тот умирает во грехах.
И теперь здесь Господь говорит, что в Новом Завете, с наступлением Царства Небесного идея заслуг уничтожается. Человек, получая спасение, получает благодать не за свой труд, не за свои заслуги, а получает как дар, ради веры во Христа, благодаря его искупительной голгофской жертве.
Так мы видим, что в Новом Завете мы уже призваны действовать по закону любви и милосердия, а закон справедливости мы должны оставить суду Божьему.
Конечно, такой закон любви и справедливости касается только лично нас с вами, потому что всё общество неизбежно продолжает жить по закону справедливости. И это, на самом деле, самое лучшее, по чему оно может жить, потому что здесь на земле невозможно построить Царствие Небесное.
Почему?
Потому что грехом повреждена сама природа человека. И эту истину не учитывали те мыслители, те люди, которые в конце XIX и XX веке хотели построить коммунизм на земле. И мы знаем, чем всё это закончилось. Здесь на земле невозможно построить Царствие Небесное. В это Царство можно войти только через Православную Церковь. Для вхождения в него нужно свободное усилие и желание самого человека.
Притча заканчивается словами, что последние будут первыми, а первые будут последними. То есть здесь, с одной стороны, говорится о том, что все люди, в какое бы время они ни пришли к Господу и стали Ему служить, они все ра́вно получают динарий, получают Царствие Небесное.
В то же время здесь есть и другой смысл. Те, кто были первыми, те люди, которые начали роптать на хозяина, то есть это люди, которые надеялись на свои заслуги, на свои труды. В таком случае они становятся последними или не входят в Царствие Небесное.
А последние – это те, кто не видит своих заслуг, они не видят в себе ничего доброго, они не считают, что они что-то сделали для Бога, они видят только одни свои грехи, в них есть смирение, они надеются только на милосердие Божие. Такие люди становятся первыми и входят в Царство Небесное.
Еще хотелось бы обратить внимание на слова хозяина: «Друг, я не обижаю тебя». Действительно, если мы задумается, то это так. Потому что человек, который с начала своей жизни веровал во Христа, жил всю свою жизнь трудясь, возделывая виноградник, работая, служа Богу, то на самом деле, он намного счастливее того человека, который только пришел к Богу, уверовав в конце своей жизни, но оба равно получают Царствие Небесное.
Аминь.
Иеромонах Ермоген (Рубан)
Новости по теме
Другие новости раздела
Проповедь митрополита Феофана в канун Недели 37-й по Пятидесятнице в Казанско-Богородицком монастыре
13 февраля, в канун Недели 37-й по Пятидесятнице, митрополит Феофан совершил всенощное бдение в Крестовоздвиженском соборе Казанско-Богородицкого мужского монастыря, после чего обратился к присутсвующим с проповедью.
Казанско-Богородицкий монастырь: годы возрождения обители
Прошло время испытаний — Казань вставала из руин.
Популярные новости
В праздник Казанской иконы Божией Матери в столице Татарстана прошли церковные торжества
4 ноября 2024 года, в праздник Казанской иконы Божией Матери и День народного единства, церковные торжества прошли в столице Республики Татарстан. Накануне, 3 ноября, ...
Праздник в честь Казанской иконы Божией Матери прошел в воскресной школе
Пред иконой Богородицы Я с надеждой молюсь За родных, друзей, за Родину За истерзанную Русь… Эти прекрасные строки, столь актуальные для нашего Отечества ...
В столице Татарстана состоялся крестный ход с Казанской иконой Божией Матери
4 ноября 2024 года, в праздник Казанской иконы Божией Матери и День народного единства, установленный в память об избавлении в 1612 году Москвы и России от иноземных захватчиков, в ...