Новости монастыря

Беседа с отцом Гавриилом

Беседа с отцом Гавриилом

-Отец Гавриил, благословите! Из Евангелия нам известно, что Господь, находясь на земле, исцелял народ,  проповедовал Слово Божие, и  многое претерпел, будучи распятым на Кресте. Однако об эпизодах Его радости мало, что сказано. Радовался ли Христос в земной жизни, и чему радовалось Его сердце? 
- Господь, конечно, радовался, но у Него была не такая радость как у нас. У Христа были преображенные чувства, и они не были искажены грехом. Людям, у которых  нет тонкого восприятия всего, что происходит в мире, кажется, что может быть только радость или только грусть, но есть духовные чувства, в которых присутствует единство несочетаемого. У Иоанна Лествичника есть такой термин «Радостнопечалие». Если у христианина, хотя бы немного открыто духовное сердце, то он знает, что есть светлая печаль и светлая радость, и обе они тонкие, прозрачные, красивые, и одна дополняет другую. 
Когда сердце человека печалится о чем-либо, то из этой светлой печали рождается тихая радость, которая утешает душу. Когда сердце человека радуется, то в нем зарождается такая же тихая, светлая, едва заметная печаль. Таким образом, радость в душе приобретает благоговейный, небесный или молитвенный оттенок. 
Христос же не жил чисто душевными, грубоватыми эмоциями, но смотрел на мир сквозь чистое духовное сердце, поэтому в Нем непрестанно присутствовало единство духовной радости и печали. Такое единство образует неизъяснимо сострадательную, благодатную Любовь, которая сжимает сердце болью при виде, что кто-то страдает или мучается, и подобное, духовносветлое чувство, вмещало все в одну секунду. 
Господь видел не только людей, но и Ангелов,  и бесов. Наверняка, Он радовался, при виде Ангелочков, радостно летающих вокруг человека, в котором засиял свет веры, и печалился, видя, как бесы мучают человека, закрывая его сердце от Христа.
Молясь ночью, Он мог в одну секунду видеть все, что происходит в разных частях Иерусалима и всего мира. Думаю, Его сердце безмерно печалилось из-за ссор, краж и бесчинств, происходивших за одну ночь. И, конечно, Он радовался духом, обращая внимание на детей и людей, которые молились Богу искренне, благоговейно, когда проявляли трогательную любовь. 
В Евангелии есть момент, где говорится, как Господь возрадовался духом и произнес: «Славлю Тебя, Отче, Господи неба и земли, что Ты утаил сие от мудрых и разумных и открыл младенцам». 
Это о том, что Господь радовался, когда Его слова воспринимали простые, по–детски искренние и добрые сердца. Его сердце трогалось, когда Он видел душу светлую и открытую, ведь это означало, что Он может обнять ее Своим словом, что она услышит Его и примет Своим Спасителем. 
Я думаю, Господь радовался и маленьким, смешным зверушкам, и полевым цветам. Для такого великого сердца нет ничего маловажного. Он смотрел не поверхностно, а прозревал всю сущность и жизнь этих зверей и цветов, зная, как создана эта сложная система мироздания, ведь Его сердце всему дало жизнь и всему сострадало.

- А часто ли Вы радуетесь, или у монахов, погруженных в церковную жизнь, настроение связано с церковным календарем (в посты скорбите, а в праздники радуетесь)?
- Все христиане разные. Есть люди, которые слабо ощущают благодать, есть те, кто ощутимо носит благодать, и она, то увеличивается, то умаляется, а есть люди, которые не только благодать чувствуют, но и присутствие Божие в сердце непрестанно. 
Чем больше ощущается благодать, тем больше сердце радуется тому покою, легкости, глубокому прозрению, которое открывается в молитве. Такие души все меньше нуждаются в земных утешениях и все больше тянутся к молитве, и ко всему, что связано с Богом и духовным миром. 
Духовная радость должна быть непрестанным состоянием души, но это не есть веселость характера. Но и веселость души не грех. У преп. Серафима Саровского есть такие слова, что веселость не грех, она отгоняет усталость, от которого бывает уныние. И порой, надо сказать слово ласковое и веселое, чтобы у всех пред  Лицом Господа дух был весел, а не уныл.

На Пасху или Великий пост, духовная радость может приобретать разный оттенок: благоговейный, молитвенный, печальный или ликующий, в зависимости от воли Божьей. А пока душа растет, она утешается земными милостями Божьими.

Бог дал утешения разные на земле: разнообразную пищу, красивую музыку и пение, удивительную природу, дружбу и создание семьи, утешающую молитву и радость жизни в Боге, много и других интересных вещей. Если человек слабо ощущает благодать, то его сердце может привязаться к чему-либо земному, и человек не столько чистую радость получает от Божьей милости, сколько удовольствие плотское, если можно так сказать. Тогда душа теряет легкость, свободу и светлый взгляд на мир. Таким людям надо быть аккуратнее и на время отлучать себя от того, что их связало, чтобы душа обрела свободу. Нужно стараться приучать свою душу смотреть на все по-доброму, и молится так, чтобы хоть несколько слов тронули сердце. Тогда светлые мысли очистят ум и молитва одухотворит сердце, и человек почувствует в середине груди или слева, чуть выше, сердце духовное. В этот момент, в сердце появятся красивые и духовные чувства, настолько вкусные для души, что вкусность земная станет блеклой, и душа непрестанно будет искать утешения в молитве и духовном слове.

Обычно, борьба со страстями не приводит к победе, а лишь к познанию своей немощи, и лишь когда Бог коснется души миром, тогда душа не сможет сказать: «Я великая молодец, победила страсти! Теперь буду руководить людьми и поучать их премудрости день и ночь!».  Она скажет: «Боже, я вся измучилась, я вся изранена скорбями и грехами. Теперь, когда Ты коснулся моего сердца Своим Любящим, Трогательным, Кротким объятием, поняла я, что ничего мне в этой жизни не надо: ни славы, ни богатства, ни духовных дарований, а только Твоего Любящего и Кроткого присутствия, чтобы оно каждый день было со мной, чтобы оно глубже проникло мою душу, и чтобы стать такой же, как Ты, любящей, кроткой, миролюбивой!». 
Душа отказывается от всего, и главной Радостью становится для нее - Бог. И тут происходит чудо. Бог посылает душе и земные утешения, сколько надо, и духовные дарования, а душа, став свободной, ни к чему не станет привязываться, а будет только радоваться и удивляться милостям Божьим! Апостол Павел говорит: «Всегда радуйтесь, непрестанно молитесь, за все благодарите». 
Люди с крепкой верой часто прожигаются скорбями не один год, но потом, когда Бог их обнимет, им уже ничего в этой жизни не надо. То, что дается через скорбь и долгое искание, становится бесконечно дорогим, а то, что легко дается, то и не ценится особо… 
Поэтому, человек, которому скорби не пробили сердце, бывает поверхностным, не глубоким, грубоватым. Сердце скорбящее понимает другое сердце, они могут быть одним целым. А Сердце Божие – Сердце, прошедшее через великую боль и мучения, и сердце человека, пробитое болью, может понять Его и быть единым с Его Сердцем. Бог очень добрый и всегда чем-нибудь утешит. А, если человек еще и благодушно, доверчиво ищет Его, и вспоминает о Нем часто, то сердце, в свое время, будет петь от радости даже по утрам, когда он проснуться еще не успел. Божия любовь Такая! Думаю, и животные имеют частичку этой любви. Те же домашние питомцы, увидев, что хозяин проснулся, сразу прыгают на кровать и облизывают все лицо, да еще с такой радостью! И ведь просто так, не за что-то, а от избытка любви.

- Один проповедник сказал, что есть такие люди, у которых в глазах отражается Бог. И достаточно посмотреть им в глаза, чтобы уверовать, что Бог есть. В Вашей жизни встречались такие люди?

- Людей высокой, духовной жизни встречал, но неотмирного взгляда, как это иногда описывают в житии подвижников благочестия, не видел. Знаю людей, перед которыми Бог преображал лицо старца, когда они приходили на беседу.Хотя с другой стороны, у прихожан со светлой душой, и у детей, иногда лицо изнутри светится тихим светом после причастия, и внешность их как- то преображается, а взгляд становится чистым, лучистым. И в этом смысле, можно сказать, что в их глазах отражается Бог. Знаю, что души тех, кого я встречал, светятся красотой Божьей. Но Бог намерено, по тем или иным причинам, скрывает, и не проявляет через физическое тело  красоту души и Свою благодать. Если у человека приоткрыто духовное зрение, то он может видеть бесконечно глубокий, небесный, сострадательный взгляд души того или иного Божьего человека, хотя физические глаза могут этого не передавать, или отражать, но частично.


- Как правильно проживать состояние немощи и болезни? Если в такой момент не можешь молиться, то достаточно просто терпеть, чтобы эта болезнь была во спасение души?
- Достаточно, думаю, но с добрыми мыслями. О чем думает человек, тем он и становится. Когда думаешь во время болезни только о суетном и телесном, то  отождествляешься с телом больным, и терпеть мучительно. Если же мыслить по-доброму, то войдешь в единство с добротой что в душе, и оно согреет душу. Думаешь благодарно, благодушно - и в душе рождаются светлые чувства. Думаешь о Боге - и молитва рождается в сердце сама собой, без усилий, и утешение благодатное сходит в сердце, и болезнь уже не  так явно чувствуется.
Но приучать ум мыслить светло и по-доброму надо в здоровом состоянии. Когда человек заболел, настроение портиться, и в уме не слова молитвы, а подобные негативные мысли: «Мне плохо, молиться не могу, я грешный и недостойный, дайте мне покой». 
А так, преподобный Серафим Саровский говорит: «Кто переносит болезнь с терпением и благодарением, тому вменяется она вместо подвига или даже более».

- А если человек пришел с работы уставший, и перед сном не в состоянии молиться собранно, молитва получается рассеянной, как быть тогда? Стоит ли делать над собой усилие?
- Надо молиться столько, сколько можешь. Даже пять минут теплой молитвы перед сном помогут крепче спать и быстрее восстановиться организму. Но в то же время, если человек будет все время насиловать себя, молиться сверх сил, то этим может нанести  себе вред. Его нервное состояние может ухудшиться, может появиться раздражение, возмущение, даже уныние...  А вообще, лучше мыслить по-доброму, как я уже говорил. Даже когда человек просто идет по улице или на работе, и он часто взывает к Богу или думает о Боге, то  каждая такая мысль в какой-то степени одухотворяет внутреннее состояние. И такой человек, помолившись утром, может сохранять молитвенное состояние в течение всего дня, и не терять его. Когда он придет домой, у него не будет необходимости в долгом молитвенном правиле, достаточно будет и пяти минут, чтобы в душе снова воссиял свет и радость.

- Почему в храме не так много мужчин? Мужчине сложнее поверить в Бога?
- Думаю, одна из причин в том, что у женщины от природы больше сердце развито, чем ум, а у мужчин наоборот. А Бог познается, прежде всего, сердцем. Вера - это не столько убеждение ума, что есть Бог и Рай, что надо исполнять свод законов и правил, чтобы попасть в Царство Небесное, сколько духовное чувство, открывающееся от прикосновения Божьей благодати, от встречи с Богом. Вера есть ответ на Божий призыв. Если Бог не коснется человеческого сердца, то у человека не будет живой веры. Человек может себя убедить с помощью логических доказательств, что Бог есть и Православие – это правильно, но за много лет так и не встретиться с той духовной глубиной и присутствием Божьим, которое хранит Православная Церковь. И в то же время, в атеистические годы какой-нибудь профессор – атеист, мог доказать верующей бабушке на уровне ума, логических размышлений, что Бога нет, оставив бабушку безответной. Но на вопрос образованного профессора, будет ли она теперь ходит в церковь, старушка могла со всей смелостью ответить, что, несомненно, будет! - Почему?, - ее могли удивленно спросить. - Потому что я сердцем чувствую Бога! И в церкви, и в моей жизни! 
Вот оно женское сердце.. Видите? Когда сердце ощущает Бога, то вера обретает полноту, становится живой, и доказательства ума становятся не основанием веры, а лишь дополнением, чтобы еще сильнее убедиться в том, что Бог слышит тебя и заботиться о тебе. Мужчины, у которых дух подчинен плоти, иногда даже неосознанно,  стараются прийти к Богу через ум, который всегда сомневается, колеблется и смущается. Женская природа обретает веру через сердце, которое способно доверять и идти за Богом вопреки всякой логике, сомнениям, как это было с Женами Мироносицами. 

-  Как научить детей молиться? 
- Прежде чем ребенку научиться молиться, надо, чтобы он полюбил Бога. Не нужно говорить ему, что Бог тебя накажет. Как можно любить кого-то по-настоящему и открыть ему свое сердце, если он наказывает? Да, его можно уважать, бояться, но не любить. Любить всем сердцем  можно того, кто тебя понимает, кто тебя выслушает и не осудит. Поэтому детям нужно говорить, что Бог, это Тот, Кто тебя любит, Кто о тебе всегда заботится. Даже мы (родители) не можем о тебе так позаботиться, как Он. 
Если мы дадим такое представление, ребенок уже начнет молиться тому Богу, который есть Свет и Любовь, и чувствовать Его сердцем. Допустим, в семье кто-то болеет, и ребенку можно сказать, чтобы он попросил Боженьку об его исцелении. Или, когда проходишь мимо нищего, надо сколько-то денег ребенку дать и сказать: - «Знаешь, ты можешь на эти деньги купить себе мороженое, а можешь дать эти деньги нищему. Если ты отдашь их ему, то он очень обрадуется! Ведь он голодный, без дома и семьи, ему тяжело».  Если ребенка таким образом научить состраданию, то его сердце уже будет созвучно Духу Святому, и он быстрее научиться молиться.  И, конечно, родителям вместе с детьми нужно как можно чаще причащаться, и просить у Бога, чтобы Он наделил сердце ребенка светлыми, добрыми чувствами.

Теги:
Иеромонах Гавриил Община Казанского Богородицкого монастыря


Все новости раздела


Новости по теме

Другие новости раздела

Прошел от Мариуполя до Вены
Новости монастыря

Прошел от Мариуполя до Вены

Прошел от Мариуполя до Вены

В день принесения в столицу Татарстана мощей святителя Тихона Московского архиереи Татарстанской митрополии совершили Литургию в Казанском кафедральном соборе
Новости монастыря

В день принесения в столицу Татарстана мощей святителя Тихона Московского архиереи Татарстанской митрополии совершили Литургию в Казанском кафедральном соборе

19 июня 2025 года, в четверг седмицы второй по Пятидесятнице, митрополит Казанский и Татарстанский Кирилл, епископ Чистопольский и Нижнекамский Пахомий, епископ Альметьевский и Бугульминский Мефодий, епископ Набережночелнинский и Елабужский Гавриил

Популярные новости

Прошел от Мариуполя до Вены
Новости монастыря

Прошел от Мариуполя до Вены

Информационная служба Казанско-Богородицкого монастыря

Прошел от Мариуполя до Вены

В день принесения в столицу Татарстана мощей святителя Тихона Московского архиереи Татарстанской митрополии совершили Литургию в Казанском кафедральном соборе
Новости монастыря

В день принесения в столицу Татарстана мощей святителя Тихона Московского архиереи Татарстанской митрополии совершили Литургию в Казанском кафедральном соборе

Пресс-служба Казанской епархии

19 июня 2025 года, в четверг седмицы второй по Пятидесятнице, митрополит Казанский и Татарстанский Кирилл, епископ Чистопольский и Нижнекамский Пахомий, епископ Альметьевский и Бугульминский Мефодий, епископ Набережночелнинский и Елабужский Гавриил ...

В рамках Всероссийского крестного хода в Казань принесены мощи святителя Тихона, Патриарха Московского и всея Руси
Новости монастыря

В рамках Всероссийского крестного хода в Казань принесены мощи святителя Тихона, Патриарха Московского и всея Руси

Пресс-служба Казанской епархии

19 июня 2025 года, в четверг седмицы второй по Пятидесятнице, в Казанском Богородицком монастыре в столице Татарстана состоялась торжественная встреча ковчега с мощами  святителя Тихона, ...