Новости монастыря

Середина Великого поста - Крестопоклонная седмица

Середина Великого поста - Крестопоклонная седмица
Автор: Информационная служба Казанско-Богородицкого монастыря

Утром 10 апреля 2024 года в средопостную среду на 4-ой Крестопоклонной седмице Великого Поста в Казанском Богородицком мужском монастыре была отслужена Литургия Преждеосвященных Даров. По запричастном стихе проповедь произнес насельник Казанской обители иеромонах Ермоген (Рубан): 

Совсем недавно мы вступили в Великий пост, а сегодня мы уже прошли половину великопостного периода: половину пути, который подготавливает нас к участию в спасительных Страстях и Воскресении Христовом. Прошедшее воскресение и настоящая седмица посвящены прославлению Животворящего Креста Господня. Святая Церковь, зная нашу обычную слабость и немощь, в эти дни предлагает нам для поклонения Живоносный Крест. Этим напоминая, что цель постного подвига – «...Пасха наша, Христос, заклан за нас» (1Кор. 5:7). А сегодняшний день Типикон называет средопостной средой, показывая этим, что сегодня отмечается преполовение Великого поста. И сегодняшний день с трех сторон, можно сказать, вещает нам о спасительных Страстях Христовых. Вопервых, сегодня мы с вами совершили Литургию Преждеосвященных Даров. Эта Литургия совершается только Великим постом и, главным образом, она совершается в среду и пятницу. Эта Литургия отличается от полной Литургии тем, что здесь не приносится Бескровная Жертва, не происходит освящения Даров, но уже Преждеосвященный Агнец, то есть Тело, напоенное Кровью, переносится с жертвенника на престол, раздробляется и преподается верным. Почему Литургия Преждеосвященных Даров, как правило, совершается в среду и пятницу? 2 Потому что, когда служится полная Литургия, приносится Бескровная Жертва, читается Евхаристический канон, через который мы участвуем в Искупительной Голгофской Жертве, призывается Святой Дух, и предложенные хлеб и вино Духом Святым прелагаются, преосуществляются в Тело и Кровь Христовы. А Литургия Преждеосвященных Даров совершается в среду и пятницу, потому что в среду и пятницу вспоминаются Страсти Христовы. И уже не через Бескровную Жертву, а через Воспоминание Спасительных Страстей, мы тоже участвуем в той же самой Голгофской Жертве. И в Литургии Преждеосвященных Даров мы имеем дары этой Голгофской Жертвы – преждеосвященные Божественные Тело и Кровь. Во-вторых, Церковь предлагает нам для поклонения Животворящий Крест Господень. Этим она напоминает нам слова Господа: если «кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною» (Мк. 8:34). А что значит – следовать за Христом? Это значит – оставить свою прежнюю греховную жизнь. И главным в своей жизни, в её центр, поставить веру во Христа. Это значит – идти за Господом путём исполнения евангельских заповедей, значит жить по Евангелию. И необходимо всё, что мы делаем, делать во Славу Божию. А что значит – отвергнуться себя? Это значит – отвергнуть своё самолюбие, которое настолько сроднилось с нашим «я», что когда мы его отвергаем, то нам кажется, что мы сами себя убиваем, что мы даже не сможем жить. Конечно, это не так. Отвергая самолюбие, мы только начинаем жить настоящей новой полной жизнью. 3 Отвергнуть себя – это значит отвергнуть свое стремление к плотским чувственным удовольствиям. Это значит, что человек не ставит в центр жизни угождение своим интересам. А ведь, как правило, человек ставит это не только в центр своей жизни, но ожидает и требует, чтобы угождение ему и его интересам стало центром жизни всех окружающих его людей. И всё это необходимо отвергнуть. А что значит – взять свой крест? Обратим внимание, что именно свой крест. То есть нам не нужно придумывать себе креста, не нужно брать тот крест, который не соответствует ни нашим силам, ни нашему образу жизни, ни нашему устроению. А брать тот крест, который нам дает Сам Господь. А этот крест, конечно, слагается из внешних обстоятельств нашей жизни, из наших необходимых трудов, работы или учёбы, всего остального. И, конечно, из внутренней борьбы. Борьбы с нашими страстями. Этот крест необходимо взять. Нести его с благодарностью и твердым убеждением, что так оно и есть, что именно он необходим нам для нашего спасения. В-третьих, сегодня отмечается день памяти преподобномученика Евстратия. Наступила Святая Пасха, и преподобный вот уже 15 дней ничего не ел, не пил, его морили голодом. И вот в этот день, один злобный иудей, который ненавидел Христа, и как следствие, ненавидел всех христиан, вместе со своими друзьями, распял преподобного на кресте. Они издевались над ним, говорили: «Оставь веру в Распятого и совершай вместе с нами ветхозаветную пасху». Он отвечал им словами Апостола Павла: «...Пасха наша, Христос, заклан за нас». Он говорил: «Я благодарю Бога, что Он сподобил меня за Его имя претерпеть эти страдания. И я надеюсь услышать, и уже слышу слова 4 Господа, которые он сказал благоразумному разбойнику «…ныне же будешь со Мною в Раю» (Лк. 23:43). Слыша это, жидовин пришел в ярость и злобу и, схватив копьё, пронзил сердце мученика. И тогда все увидели огненных коней, огненную колесницу, которая возносила душу преподобномученика Евстратия на небо. И услышали голос: «Это есть доблестный житель Града Небесного!». И все, кроме хозяина, все его друзья, которые пытали и издевались над ним, они все уверовали в Христа. Вот таким образом отошёл к Богу преподобномученик Евстратий, инок Киево-Печерского монастыря, которого взяли в плен половцы и продали в рабство вот этому иудею, требовавшему, чтобы он отрекся от Христа. Дорогие братья и сёстры, вот, о чём вещает нам сегодняшний день преполовения Великого поста. Будем поклоняться Кресту Господню, будем сораспинаться Христу. Будем просить, чтобы нам в этом помог своими молитвами, укрепил нас своим примером, преподобномученик Евстратий, который сам шёл за Господом и нес свой крест даже до мученической смерти. Аминь!

ТЕГИ:
Великий Пост
Иеромонах Ермоген(Рубан)

Новости Татарстанской митрополии