Новости монастыря
Посещения великой княгиней Елисаветой Федоровной Казани
Великая княгиня Елизавета Федоровна посетила Казань 3 июля 1910 года.1 Тогда у нее возникла мысль о построении храма и часовни на месте явления чудотворной Казанской иконы Божией Матери.
В этот знаменательный для города день великая княгиня сразу же с пароходной пристани, около десяти часов утра, прибыла в Казанско-Богородицкий женский монастырь, к началу литургии. Во дворе обители ее встречали настоятельница монастыря игуменья ВарвараI, казначея монахиня Людмила и благочинная монахиня ЕвгенияII. В летнем Богородичном соборном храме царственную путешественницу с крестом в руках и со святой водой приветствовал настоятель собора протоиерей Александр ЗеленецкийIII.
После литургии великая княгиня посетила настоятельницу обители игуменью Варвару в ее покоях. Здесь она рассматривала живописные, золотошвейные и рукодельные работы сестер-мастериц. С заметным огорчением перебирала в руках те немногие уцелевшие драгоценности, найденные у похитителей чудотворной иконы Божией Матери, которые посягнули на нее в июне 1904 г. и не успели спрятать, но значительно испортили драгоценностиIV.
Перед своим отъездом из обители Елизавета Федоровна пожелала побывать на месте самого явления чудотворного образа.
Она спустилась на нижний (подвальный) этаж собора, долго молилась там и выразила сожаление, что такое святое место находится в запущенном состоянии. Игуменья монастыря Варвара предложила Елизавете Федоровне устроить на месте явления чудотворной Казанской иконы Божией Матери часовню в память приближающегося трехсотлетия царствования дома Романовых. При этом было предложено Ее высочеству принять под свое покровительство ход строительства часовни, на что великая княгиня изъявила полное согласие.
В час дня августейшая особа отбыла из обители в Благовещенский кафедральный собор2.
В Архиерейском доме великой княгине от Покровской женской общины Мамадышского уезда была преподнесена точная копия с портрета преподобного Серафима Саровского, изготовленного незадолго до его кончины.
Архиепископ Никанор подарил для библиотеки Марфо-Мариинской общины все свои многочисленные печатные труды.
Затем Ее императорское высочество посетила Спасо-Преображенский монастырь и отбыла на устьинскую пристань для следования в Москву через Нижний Новгород.
11 декабря 1910 г. Казанская Богородичная женская обитель получила указ Святейшего Синода от 27 ноября на имя Архиепископа Казанского и Свияжского Никанора, в котором извещалось, что император дал согласие на принятие великой княгиней Елизаветой Федоровной звания попечительницы сей часовни.
В своем письме от 16 декабря 1910 г. на имя ректора Казанской духовной академии, управляющего Казанской епархией Алексея великая княгиня писала: «Глубоко счастлива, что Господь сподобляет меня принять участие в святом деле сооружения часовни на месте явления чудотворной Казанской иконы Божией Матери. На днях вышлю Вам, Владыко, план маленького храма-часовни, который разработан архитектором академиком А. В. ЩусевымV, строителем моего храма в обителиVI. Со своей стороны я желала бы прислать все иконы и соорудить сень над царскими вратами, в которой будет вставлена чудотворная икона. Весь храм будет напоминать древние катакомбы, а отчасти и усыпальницу великого князя Сергея АлександровичаVII»3.
В феврале 1911 г. Елизавета Федоровна отправила в Казанский монастырь модель храма. Для ознакомления на месте с проектом, его размером и выполнением в Казань приезжал секретарь Ее высочества В. В. Фон-Мекк, который привез и эскиз иконостаса, выполненный архитектором А. В. Щусевым. Будучи и сам художником, В. В. Фон-Мекк на месте сделал необходимые архитектурные наброски.
Вскоре после его отъезда в Москву была приглашена игуменья Варвара вместе с инженером П. П. Голышевым. С Елизаветой Федоровной они окончательно приняли проект устройства церкви и часовни4. Этот проект затем был исправлен в строительном отделении Казанского губернского правления и утвержден 21 июля 1911 г.
30 июля 1911 г., в день рождения наследника престола цесаревича Алексея, в нижнем (подвальном) этаже летнего Богородичного собора был совершен чин основания храма-часовни во имя Рождества Пресвятой Богородицы на месте явления чудотворной Казанской иконы Божией Матери. Чин совершал благочинный монастыря архимандрит Варсонофий, настоятель монастырского собора, протоиерей Александр Зеленецкий, профессор Казанской духовной академии и университета иеромонах АнастасийVIII, дьякон Панкратьев, в присутствии настоятельницы монастыря игуменьи Варвары, старших монахинь и сестер обители.
По совершении чина великой княгине была послана телеграмма. На другой день игуменьей Варварой был получен ответ от Ее высочества: «Да поможет нам Господь трудиться во славу его пречистой Матери и да даст он силы и пошлет благословение всем принимавшим участие в построении храма-часовни. Молитвенно соединяюсь с Вами, архимандритом Варсонофием, протоиереем Зеленецким и иеромонахом Анастасием. Прошу Ваших святых молитв. Елисавета»5.
31 июля 1911 г. под руководством инженера П. П. Голышева началось возведение храма-часовни. В подземельи обустроили лестницу, для иконостаса возвели кирпичную стену, зацементировали полы, оштукатурили стены и своды, поставили две печи для притока наружного воздуха, покрасили стены и полы.
К весне 1913 г. благоустроительные работы в основном были завершены. Жители города и монахини Казанского монастыря с нетерпением стали ожидать дня освящения храма-часовни, который должна была назначить великая княгиня. Елизавета Федоровна выбрала субботу на пасхальной неделе, 20 апреля.
На протяжении всего XIX в. это место служило для погребения умерших лиц не только иноческого чина, но и воинского звания. Все найденные здесь останки были бережно собраны в одно место, окроплены святой водой и погребены с восточной стороны часовни; над ними была совершена панихида. Это место получило название «Казанские пещеры»6.
На самом месте явления чудотворной Казанской иконы Божией Матери была устроена богато убранная сень, в которой установили икону. Перед ней находилась серебряная лампада с украшениями из жемчуга и драгоценных камней, пожертвованная великой княгиней еще в первый ее приезд в монастырь.
Сень была обита басмой и расписана в древнерусском стиле. Внутри сени находилась еще одна ажурной работы драгоценная лампада, украшенная изумрудом, эмалью и тремя государственными гербами, подаренная самой императрицей Александрой Федоровной.
Одна серебряно-вызолоченная лампада была пожертвована инженером П. Голышевым, другая — неизвестным жертвователем.
Росписи потолка и стены часовни производились сестрами монастыря по эскизам, присланным из Москвы великой княгиней. Местная икона Нерукотворного образа Спасителя была написана по образцу, находившемуся в Кремлевской часовне Казани.
Великая княгиня прибыла в Казань 19 апреля 1913 г. На железнодорожном вокзале ее торжественно встретили городские власти и массы народа. После посещения Благовещенского кафедрального собора и Спасо-Преображенского монастыря она прибыла в Казанско-Богородицкий монастырь.
20 апреля в освящении новосозданного храма-часовни на месте явления чудотворной Казанской иконы Божией Матери в память трехсотлетия царствования на российском престоле Дома Романовых участвовали Преосвященный Михаил, епископ Чебоксарский и Преосвященный Анастасий, епископ Чистопольский, настоятель соборного храма протоиерей А. Зеленецкий.
После окончания освящения и крестного хода состоялся торжественный обед с участием духовенства и почетных гостей, среди которых были командующий войсками Казанского округа, генерал от инфантерии, барон А. Е. Зальц, начальник губернии, камергер, действительный статский советник М. В. Стрижевский, попечитель Казанского учебного округа, действительный статский советник Кульчицкий, вице-губернатор Г. Б. Петкевич. В этот же день, после обеда царственная особа посетила Свято-Введенский Кизический монастырь.
21 апреля великая княгиня отбыла из монастыря на пароходную пристань, где ее уже ждал казенный пароход «Екатерина». По пути она остановилась в Свияжске. Город встретил ее флагами, колокольным звоном, большим скоплением народа. Великая княгиня посетила мужской Богородичный Успенский монастырь, а также женский Иоанно-Предтеченский монастырь. В пять часов вечера при звоне всех колоколов городских церквей она отбыла на железнодорожную станцию «Зеленый Дол». Так завершилось пребывание в Казани великой княгини Елизаветы Федоровны.
22 апреля из Рязани от нее на имя игуменьи Варвары была получена телеграмма: «Сейчас получила телеграмму из Царского Села от Его величества следующего содержания: “Обрадован освещением храма, передайте всем мою сердечную благодарность за молитвы. Николай”. Путешествуем благополучно. Всей душой с Вами, благодарю, вспоминаю Ваше гостеприимство. Под покровом Пресвятой Владычицы. Елисавета»7.
Известно, что Елизавета Федоровна была духовной дочерью преподобного Гавриила Седмиозерного. Она знала его еще по Седмиозерной пустыни, куда неоднократно приезжала с будущей сестрой Марфо-Мариинской обители Варварой ЯковлевойIX.
Но настоящее духовное сближение великой княгини с Гавриилом произошло тогда, когда старец был переведен в Спасо-Елеазарову пустынь, расположенную недалеко от г. Пскова.
На средства великой княгини в Спасо-Елеазаровой пустыни, ввиду слабости старца и невозможности ему служить в монастырском храме, была устроена маленькая домовая церковь около кельи отца Гавриила. Она не только пожертвовала солидную сумму денег на строительство храма, но и послала туда подсвечники, покров для жертвенника и престола и облачение для о. Гавриила. Иконы для иконостаса были выполнены по ее идее и под ее руководством. Домовая церковь была освящена 7 августа 1910 г. епископом Иннокентием (Ястребовым).
Но трудная жизнь старца уже подходила к концу. В августе 1915 г. он совершенно неожиданно для всех возвратился в Казань с ясным сознанием своей близкой кончины: «Поеду в Казань — и там умру!». Месяц длилось здесь его последнее предсмертное пребывание. Старец Гавриил скончался в академическом флигеле в ночь на 24 сентября 1915 г.8
Прощание с почившим Гавриилом Седмиозерным прошло при огромном стечении народа. На отпевание приехала и великая княгиня Елизавета Федоровна с несколькими сестрами Марфо-Мариинской обители Милосердия. Траурная процессия направилась в Седмиозерную пустынь, путь до которой занял целый световой день. Торжественно, с великим почетом тело старца было погребено под храмом Св. Евфимия Великого, строителем которого он был.
После октябрьского переворота для Казанско-Богородицкого монастыря наступили тяжелые времена. Соборный храм обители в 1920-е гг. использовался под склад для хлеба, причем зерно ссыпали прямо под иконостас, в ноябре 1929 г. он был изъят из пользования общины. 22 февраля 1930 г. с колокольни сняли колокола. Община сама отказалась от здания колокольни, так как платить налоги за фактически неиспользуемое здание она была не в состоянии.
1 марта 1929 г. был составлен акт о сдаче закрытой Крестовоздвиженской церкви, помещение которой было принято на учет Горкомхозом. Если до 1930 г. монастырским священнослужителям еще разрешалось проводить крестный ход на Казанку, то с 10 января 1930 г. его проведение было запрещено. В феврале 1931 г. православная община перевелась в Петропавловский собор. В 1930-1932 гг. был разрушен соборный храм и величественная пятиярусная колокольня.
Летом 2000 г. археологическая экспедиция под руководством профессора Казанского университета З. М. Слепака обнаружила фундамент алтарной части монастырского собора, но остатки храма-часовни найдены не были9.
С 31 октября по 2 ноября 2004 г. в Казани находились мощи святых преподобномучениц великой княгини Елизаветы и инокини Варвары, пребывающие в храме святой Марии Магдалины в Гефсимании, в Иерусалиме. Мощи были доступны для поклонения в Петропавловском соборе и в храме Св. праведного Иоанна Кронштадского. В обоих храмах были отслужены всенощное бдение, литургия и молебны. 2 ноября, перед отбытием из Казани, ковчег со святыми мощами некоторое время находился в Свято-Успенском Зилантовом монастыре, где также был отслужен молебен.
Примечания
1. Освящение храма во имя Рождества Пресвятой Богородицы и часовни на месте явления Казанской чудотворной иконы Божией Матери в память трехсотлетия царствования Дома Романовых. – Казань, 1914. – С. 3.
2. Известия по Казанской епархии, издаваемые при Каханской Духовной академии за 1910 год. – Казань, 1910 . – С. 797.
3. Освящение храма во имя… – С. 6.
4. Казанский телеграф. – 1911. – 1 марта.
5. Освящение храма во имя... – С. 7.
6. Там же. – С. 8.
7. Там же. – С. 29.
8. Казанский телеграф. – 1915. – 26 сентября.
9. Хузин Ф. Ш., Ситдиков А. Г. Археологические открытия в Татарстане: 2000 год. – Казань, 2001. – С. 38-40.
Все новости раздела
Новости по теме
Великая княгиня Елизавета Федоровна посетила Казань 3 июля 1910 года.1 Тогда у нее возникла мысль о построении храма и часовни на месте явления чудотворной Казанской иконы Божией Матери.
В этот знаменательный для города день великая княгиня сразу же с пароходной пристани, около десяти часов утра, прибыла в Казанско-Богородицкий женский монастырь, к началу литургии. Во дворе обители ее встречали настоятельница монастыря игуменья ВарвараI, казначея монахиня Людмила и благочинная монахиня ЕвгенияII. В летнем Богородичном соборном храме царственную путешественницу с крестом в руках и со святой водой приветствовал настоятель собора протоиерей Александр ЗеленецкийIII.
После литургии великая княгиня посетила настоятельницу обители игуменью Варвару в ее покоях. Здесь она рассматривала живописные, золотошвейные и рукодельные работы сестер-мастериц. С заметным огорчением перебирала в руках те немногие уцелевшие драгоценности, найденные у похитителей чудотворной иконы Божией Матери, которые посягнули на нее в июне 1904 г. и не успели спрятать, но значительно испортили драгоценностиIV.
Перед своим отъездом из обители Елизавета Федоровна пожелала побывать на месте самого явления чудотворного образа.
Она спустилась на нижний (подвальный) этаж собора, долго молилась там и выразила сожаление, что такое святое место находится в запущенном состоянии. Игуменья монастыря Варвара предложила Елизавете Федоровне устроить на месте явления чудотворной Казанской иконы Божией Матери часовню в память приближающегося трехсотлетия царствования дома Романовых. При этом было предложено Ее высочеству принять под свое покровительство ход строительства часовни, на что великая княгиня изъявила полное согласие.
В час дня августейшая особа отбыла из обители в Благовещенский кафедральный собор2.
В Архиерейском доме великой княгине от Покровской женской общины Мамадышского уезда была преподнесена точная копия с портрета преподобного Серафима Саровского, изготовленного незадолго до его кончины.
Архиепископ Никанор подарил для библиотеки Марфо-Мариинской общины все свои многочисленные печатные труды.
Затем Ее императорское высочество посетила Спасо-Преображенский монастырь и отбыла на устьинскую пристань для следования в Москву через Нижний Новгород.
11 декабря 1910 г. Казанская Богородичная женская обитель получила указ Святейшего Синода от 27 ноября на имя Архиепископа Казанского и Свияжского Никанора, в котором извещалось, что император дал согласие на принятие великой княгиней Елизаветой Федоровной звания попечительницы сей часовни.
В своем письме от 16 декабря 1910 г. на имя ректора Казанской духовной академии, управляющего Казанской епархией Алексея великая княгиня писала: «Глубоко счастлива, что Господь сподобляет меня принять участие в святом деле сооружения часовни на месте явления чудотворной Казанской иконы Божией Матери. На днях вышлю Вам, Владыко, план маленького храма-часовни, который разработан архитектором академиком А. В. ЩусевымV, строителем моего храма в обителиVI. Со своей стороны я желала бы прислать все иконы и соорудить сень над царскими вратами, в которой будет вставлена чудотворная икона. Весь храм будет напоминать древние катакомбы, а отчасти и усыпальницу великого князя Сергея АлександровичаVII»3.
В феврале 1911 г. Елизавета Федоровна отправила в Казанский монастырь модель храма. Для ознакомления на месте с проектом, его размером и выполнением в Казань приезжал секретарь Ее высочества В. В. Фон-Мекк, который привез и эскиз иконостаса, выполненный архитектором А. В. Щусевым. Будучи и сам художником, В. В. Фон-Мекк на месте сделал необходимые архитектурные наброски.
Вскоре после его отъезда в Москву была приглашена игуменья Варвара вместе с инженером П. П. Голышевым. С Елизаветой Федоровной они окончательно приняли проект устройства церкви и часовни4. Этот проект затем был исправлен в строительном отделении Казанского губернского правления и утвержден 21 июля 1911 г.
30 июля 1911 г., в день рождения наследника престола цесаревича Алексея, в нижнем (подвальном) этаже летнего Богородичного собора был совершен чин основания храма-часовни во имя Рождества Пресвятой Богородицы на месте явления чудотворной Казанской иконы Божией Матери. Чин совершал благочинный монастыря архимандрит Варсонофий, настоятель монастырского собора, протоиерей Александр Зеленецкий, профессор Казанской духовной академии и университета иеромонах АнастасийVIII, дьякон Панкратьев, в присутствии настоятельницы монастыря игуменьи Варвары, старших монахинь и сестер обители.
По совершении чина великой княгине была послана телеграмма. На другой день игуменьей Варварой был получен ответ от Ее высочества: «Да поможет нам Господь трудиться во славу его пречистой Матери и да даст он силы и пошлет благословение всем принимавшим участие в построении храма-часовни. Молитвенно соединяюсь с Вами, архимандритом Варсонофием, протоиереем Зеленецким и иеромонахом Анастасием. Прошу Ваших святых молитв. Елисавета»5.
31 июля 1911 г. под руководством инженера П. П. Голышева началось возведение храма-часовни. В подземельи обустроили лестницу, для иконостаса возвели кирпичную стену, зацементировали полы, оштукатурили стены и своды, поставили две печи для притока наружного воздуха, покрасили стены и полы.
К весне 1913 г. благоустроительные работы в основном были завершены. Жители города и монахини Казанского монастыря с нетерпением стали ожидать дня освящения храма-часовни, который должна была назначить великая княгиня. Елизавета Федоровна выбрала субботу на пасхальной неделе, 20 апреля.
На протяжении всего XIX в. это место служило для погребения умерших лиц не только иноческого чина, но и воинского звания. Все найденные здесь останки были бережно собраны в одно место, окроплены святой водой и погребены с восточной стороны часовни; над ними была совершена панихида. Это место получило название «Казанские пещеры»6.
На самом месте явления чудотворной Казанской иконы Божией Матери была устроена богато убранная сень, в которой установили икону. Перед ней находилась серебряная лампада с украшениями из жемчуга и драгоценных камней, пожертвованная великой княгиней еще в первый ее приезд в монастырь.
Сень была обита басмой и расписана в древнерусском стиле. Внутри сени находилась еще одна ажурной работы драгоценная лампада, украшенная изумрудом, эмалью и тремя государственными гербами, подаренная самой императрицей Александрой Федоровной.
Одна серебряно-вызолоченная лампада была пожертвована инженером П. Голышевым, другая — неизвестным жертвователем.
Росписи потолка и стены часовни производились сестрами монастыря по эскизам, присланным из Москвы великой княгиней. Местная икона Нерукотворного образа Спасителя была написана по образцу, находившемуся в Кремлевской часовне Казани.
Великая княгиня прибыла в Казань 19 апреля 1913 г. На железнодорожном вокзале ее торжественно встретили городские власти и массы народа. После посещения Благовещенского кафедрального собора и Спасо-Преображенского монастыря она прибыла в Казанско-Богородицкий монастырь.
20 апреля в освящении новосозданного храма-часовни на месте явления чудотворной Казанской иконы Божией Матери в память трехсотлетия царствования на российском престоле Дома Романовых участвовали Преосвященный Михаил, епископ Чебоксарский и Преосвященный Анастасий, епископ Чистопольский, настоятель соборного храма протоиерей А. Зеленецкий.
После окончания освящения и крестного хода состоялся торжественный обед с участием духовенства и почетных гостей, среди которых были командующий войсками Казанского округа, генерал от инфантерии, барон А. Е. Зальц, начальник губернии, камергер, действительный статский советник М. В. Стрижевский, попечитель Казанского учебного округа, действительный статский советник Кульчицкий, вице-губернатор Г. Б. Петкевич. В этот же день, после обеда царственная особа посетила Свято-Введенский Кизический монастырь.
21 апреля великая княгиня отбыла из монастыря на пароходную пристань, где ее уже ждал казенный пароход «Екатерина». По пути она остановилась в Свияжске. Город встретил ее флагами, колокольным звоном, большим скоплением народа. Великая княгиня посетила мужской Богородичный Успенский монастырь, а также женский Иоанно-Предтеченский монастырь. В пять часов вечера при звоне всех колоколов городских церквей она отбыла на железнодорожную станцию «Зеленый Дол». Так завершилось пребывание в Казани великой княгини Елизаветы Федоровны.
22 апреля из Рязани от нее на имя игуменьи Варвары была получена телеграмма: «Сейчас получила телеграмму из Царского Села от Его величества следующего содержания: “Обрадован освещением храма, передайте всем мою сердечную благодарность за молитвы. Николай”. Путешествуем благополучно. Всей душой с Вами, благодарю, вспоминаю Ваше гостеприимство. Под покровом Пресвятой Владычицы. Елисавета»7.
Известно, что Елизавета Федоровна была духовной дочерью преподобного Гавриила Седмиозерного. Она знала его еще по Седмиозерной пустыни, куда неоднократно приезжала с будущей сестрой Марфо-Мариинской обители Варварой ЯковлевойIX.
Но настоящее духовное сближение великой княгини с Гавриилом произошло тогда, когда старец был переведен в Спасо-Елеазарову пустынь, расположенную недалеко от г. Пскова.
На средства великой княгини в Спасо-Елеазаровой пустыни, ввиду слабости старца и невозможности ему служить в монастырском храме, была устроена маленькая домовая церковь около кельи отца Гавриила. Она не только пожертвовала солидную сумму денег на строительство храма, но и послала туда подсвечники, покров для жертвенника и престола и облачение для о. Гавриила. Иконы для иконостаса были выполнены по ее идее и под ее руководством. Домовая церковь была освящена 7 августа 1910 г. епископом Иннокентием (Ястребовым).
Но трудная жизнь старца уже подходила к концу. В августе 1915 г. он совершенно неожиданно для всех возвратился в Казань с ясным сознанием своей близкой кончины: «Поеду в Казань — и там умру!». Месяц длилось здесь его последнее предсмертное пребывание. Старец Гавриил скончался в академическом флигеле в ночь на 24 сентября 1915 г.8
Прощание с почившим Гавриилом Седмиозерным прошло при огромном стечении народа. На отпевание приехала и великая княгиня Елизавета Федоровна с несколькими сестрами Марфо-Мариинской обители Милосердия. Траурная процессия направилась в Седмиозерную пустынь, путь до которой занял целый световой день. Торжественно, с великим почетом тело старца было погребено под храмом Св. Евфимия Великого, строителем которого он был.
После октябрьского переворота для Казанско-Богородицкого монастыря наступили тяжелые времена. Соборный храм обители в 1920-е гг. использовался под склад для хлеба, причем зерно ссыпали прямо под иконостас, в ноябре 1929 г. он был изъят из пользования общины. 22 февраля 1930 г. с колокольни сняли колокола. Община сама отказалась от здания колокольни, так как платить налоги за фактически неиспользуемое здание она была не в состоянии.
1 марта 1929 г. был составлен акт о сдаче закрытой Крестовоздвиженской церкви, помещение которой было принято на учет Горкомхозом. Если до 1930 г. монастырским священнослужителям еще разрешалось проводить крестный ход на Казанку, то с 10 января 1930 г. его проведение было запрещено. В феврале 1931 г. православная община перевелась в Петропавловский собор. В 1930-1932 гг. был разрушен соборный храм и величественная пятиярусная колокольня.
Летом 2000 г. археологическая экспедиция под руководством профессора Казанского университета З. М. Слепака обнаружила фундамент алтарной части монастырского собора, но остатки храма-часовни найдены не были9.
С 31 октября по 2 ноября 2004 г. в Казани находились мощи святых преподобномучениц великой княгини Елизаветы и инокини Варвары, пребывающие в храме святой Марии Магдалины в Гефсимании, в Иерусалиме. Мощи были доступны для поклонения в Петропавловском соборе и в храме Св. праведного Иоанна Кронштадского. В обоих храмах были отслужены всенощное бдение, литургия и молебны. 2 ноября, перед отбытием из Казани, ковчег со святыми мощами некоторое время находился в Свято-Успенском Зилантовом монастыре, где также был отслужен молебен.
Примечания
1. Освящение храма во имя Рождества Пресвятой Богородицы и часовни на месте явления Казанской чудотворной иконы Божией Матери в память трехсотлетия царствования Дома Романовых. – Казань, 1914. – С. 3.
2. Известия по Казанской епархии, издаваемые при Каханской Духовной академии за 1910 год. – Казань, 1910 . – С. 797.
3. Освящение храма во имя… – С. 6.
4. Казанский телеграф. – 1911. – 1 марта.
5. Освящение храма во имя... – С. 7.
6. Там же. – С. 8.
7. Там же. – С. 29.
8. Казанский телеграф. – 1915. – 26 сентября.
9. Хузин Ф. Ш., Ситдиков А. Г. Археологические открытия в Татарстане: 2000 год. – Казань, 2001. – С. 38-40.
Новости по теме
Другие новости раздела
«Капустки», киноклуб и «живая история»: как прошли осенние праздники в воскресной школе
День Матери в воскресной школе имени святителя Гермогена Казанского Богородицкого монастыря прошел очень плодотворно. После тематических занятий, посвященных этому прекрасному празднику, был устроен творческий мастер-класс «Капустки»,
В праздник Казанской иконы Божией Матери в столице Татарстана прошли церковные торжества
4 ноября 2024 года, в праздник Казанской иконы Божией Матери и День народного единства, церковные торжества прошли в столице Республики Татарстан. Накануне, 3 ноября, в Казанском кафедральном соборе , построенном на месте явления
Популярные новости
«Капустки», киноклуб и «живая история»: как прошли осенние праздники в воскресной школе
День Матери в воскресной школе имени святителя Гермогена Казанского Богородицкого монастыря прошел очень плодотворно. После тематических занятий, посвященных этому прекрасному празднику, был устроен творческий мастер-класс «Капустки», ...