В канун Недели 13-й по Пятидесятнице митрополит Феофан возглавил всенощное бдение в Богородицком монастыре Казани

В канун Недели 13-й по Пятидесятнице митрополит Феофан возглавил всенощное бдение в Богородицком монастыре Казани
Автор: Пресс-служба Казанской епархии

17 сентября 2016 года, в канун Недели 13-й по Пятидесятнице, митрополит Казанский и Татарстанский Феофан возглавил всенощное бдение в Крестовоздвиженском соборе Казанско-Богородицкого монастыря.

Его Высокопреосвященству сослужили благочинный обители иеромонах Андрей (Сироткин) и братия в священном сане.

Песнопения вечернего богослужения исполнялись двумя монастырскими хорами: мужским под управлением Дениса Рогова и смешанным под управлением монахини Амвросии (Кочережкиной).

После чтения первого часа архипастырь обратился к прихожанам со словом.

«Дорогие братья и сестры!

Мы, стоящие в этом храме, называем себя православными верующими. Но наша вера не является верой доверия. Мы верим, конечно, что Бог есть, мы исповедуемся, причащаемся. Но нередко в своей повседневной жизни мы живем так, как живут все, как диктует мир. А ведь христианство и Христос требуют совершенно иного — полной самоотдачи Его заповедям, Его учению и следования Христу.

В чём же причина расхождения нашей веры с нашей жизнью? Внимательно присмотревшись к своему внутреннему миру, мы увидим некое противоречие, о котором говорил апостол Павел: «Итак я нахожу закон, что, когда хочу делать доброе, прилежит мне злое… Бедный я человек!» (Рим. 7:21,24). Эта внутренняя борьба является основой опыта в вероучении святых отцов. Нередко внешнее проявление веры легче исполнить. Положим сотню поклонов — желательно, чтобы видел кто-то — и похвалимся. Постимся, будто счёт Богу предъявляем: «Видишь, я же сделал, заплати мне». А ведь суть духовной жизни в другом. Что Спаситель сказал? «У тебя же, когда творишь милостыню, пусть левая рука твоя не знает, что делает правая, чтобы милостыня твоя была втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно». (Мф. 6:3,4)».

Как-то преподобного Серафима Саровского спросили: «Чего не хватает нам для спасения?» Преподобный ответил: «Последовательности и твердости воли». Часто наши желания доброделания подобны неким вспышкам. Как звездочка, которая ярко загорелась, но пролетела быстро и сгорела, так и наши желания, если не поддерживаются конкретными делами, сгорают. Это очень важно знать каждому. Никогда не надо ждать, что если начал поститься, начал читать утренние и вечерние молитвы, соблюдать некие внешние формы доброделания, тебя тут же осыплет благодатью. Молится такой человек, никакой благодати не чувствует вроде как, и опять предъявляет Богу претензии: «Я ж как тот фарисей, уж не два раза в неделю, а чаще пощусь. И немножко поделился: то свечку купил, то в церковную кружку опустил, может, ещё кому-то помог. Что Ты молчишь, Бог? Где же благодатное озарение? Почему я не чувствую этого?»

Погоня за внешними формами очень опасна. Делай доброе дело и ничего не жди. Если же вдруг пришла мысль, чтобы что-то получить, то открывай книгу своей совести и начинай читать. Сколько же там увидишь непотребства! И станет совершенно ясно: «Господи, какие благодеяния, какие мои добрые дела? Слава и благодарение Тебе, что Ты меня терпишь и что земля меня носит». И так мало-помалу человек начинает понимать, что суть духовной жизни заключается в видении своих грехов. Чем больше человек растет в духовном опыте, тем больше чувствует свое недостоинство.

«Что же, — скажете вы мне, — один мрак, что ли, у нас?» Ничего подобного! Наступают минуты, когда Господь касается сердца и когда труд становится во благо, когда исполняются слова Христа: «иго Мое благо, и бремя Мое легко» (Мф. 11:30). То есть, труд — это иго, тяжелое что-то, и бремя — это тяжелая ноша. Но если мы с благодарением принимаем всё, что посылает Господь, тогда почувствуем, сколь благ Он, не по нашим грехам изливающий на нас Свою милость и благодать. Вот к этому мы должны с вами всегда стремиться. Аминь».

ТЕГИ:
Казанско-Богородицкий монастырь
митрополит Феофан
слово митрополита Феофана