Новости монастыря

Я счастливый человек, потому что Господь привел меня в храм

Я счастливый человек, потому что Господь привел меня в храм

Предлагаем вашему вниманию беседу со старостой общины Крестовоздвиженского храма, учителем Татьяной Викторовной Щукиной. Она рассказала нам о том, как обрела веру и педагогическое призвание, вспомнила о зарождении общины и дала полезные советы родителям первоклашек.

— Татьяна Викторовна, расскажите, как вы стали учителем и поняли, что это ваше призвание?

— С детства играла в школу, хотя дома все говорили: «Танечка будет врачом». И я нисколько не сожалею. Если бы меня вернули в молодость, то я снова бы повторила свой выбор. С удовольствием иду на работу, с удовольствием возвращаюсь домой. Я очень счастливый человек.

— Где Вы учились?

— В Казанском государственном университете, окончила биологический факультет. Я с первого курса начала заниматься научной работой и нас разделили на педагогов и практиков. Я попала в группу практиков, но все равно знала, что буду работать в школе. Я всегда чувствовала, что меня по жизни ведет Бог и Матерь Божия. Настолько ощущала присутствие Бога.

— А как уверовали?

— У нас мама была очень верующий человек. И она нас с сестрой крестила тайно, при закрытых дверях в храме Ярославских чудотворцев. Мне было лет десять, а сестре двенадцать. Если бы узнали об этом, то маму бы уволили. А с работой тогда было очень тяжело. Крестной матерью была певчая хора. Интересно, что мама изначально договорилась только о крещении сестры, а я увязалась с ними. Мама нас водила каждую субботу и воскресенье в храм. А тогда ведь ходить в храм было нельзя – засмеют в школе. Да к тому же моя классная руководительница была парторгом школы. По сторонам боишься в храме смотреть. На большие праздники, например, на Пасху, вообще молодежь туда не пускали. Кордон милиции ставили. И однажды крестная повела сестру в Царицино в храм, и она прикинулась юродивой – таким разрешали пройти. А я знала, что не смогу сыграть, я девочка честная была (смеется). Времена были очень сложные. И когда меня спрашивают, когда вам лучше жилось, в Советском Союзе или сейчас, я говорю, да, тогда я была молодой, ничего не болело, но сейчас мне лучше, потому что могу свободно исповедовать свою веру. Но чем мне не нравится наше время? Идет разложение молодежи по всем направлениям. Тогда этого не было. Нравственность была довольно-таки высокая.

Я считаю себя очень счастливым человеком, потому что Господь меня привел в храм. Хотя, конечно, лукавый ой как вокруг нас бегает. Когда я стала студенткой, жизнь закрутилась-завертелась, потом вышла замуж, а у мужа все семья неверующая. И я, конечно, отошла. Всегда говорила, Бог у меня в сердце, но в храм не ходила. Да и сестра тоже. А когда мы пришли в храм? Когда подрос наш племянник. В школе он учился хорошо, в семье были добрые отношения, все тихо, спокойно. А когда он стал студентом, то, конечно, показал нам переходный возраст во всей красе. Как раз тогда началось возрождение Раифского монастыря, и сестра не выходила оттуда. Она уезжала в пятницу вечером и приезжала или в воскресенье вечером или в понедельник утром. Молилась. Материнская молитва, конечно, это большое дело. Вытащила его из той среды, в которой он оказался в 90-е годы, только с Божьей помощью.

— Вы стараетесь, как учитель донести до своих учеников христианские ценности?

— Во-первых, все знают, что я верующая. И руководство школы уважительно относится к моей вере. И если в постные дни иду в столовую, то мне всегда готовят постную пищу. А там татарочки работают. Мне даже стыдно бывает, когда в постные дни передо мной стоит тарелка жаренной картошки и различные виды салатов и все сидят и говорят: да, вы как хорошо поститесь (смеется).

Бывает случаи, сижу в кабинете кто-то ругается матом. У меня, конечно, происходит «взрыв атомной бомбы», я сразу вылетаю в коридор и начинаю стыдить. А потом говорю: «Ребята, вот вы хотите быть счастливыми. А если кто-то произносит нехорошее слово, ангел отлетает на три метра от вас. Как вы будете после этого счастливыми? Перед поступлением в вузы постоянно говорю им, на все воля Божья. Конечно, когда большие праздники я всех поздравляю и мусульман тоже.

— Вы оказались у истоков возрождения обители, расскажите пожалуйста об этом периоде.

— Да. Сначала мы ходили в Петропавловский собор, когда настоятелем там был отец Владимир Лаврентьев. Очень светлый человек. Он всех любит, и все к нему тянулись. Какие параклисы он проводил в храме, по 200 человек собирались! Все мы были на коленях, молились Матери Божьей. Здоровье у него уже тогда было слабенькое, и когда возродился Зилантов монастырь, матушка Нина его к себе забрала. А туда мне было неудобно ездить, тогда транспорт туда не ходил, а подход к нему тяжелый.

Мы стали искать с сестрой другой храм и решили пойти в Крестовоздвиженский собор. Идем и думаем, ой там такая святыня, народу будет тьма! Заходим, а внутри всего человек пятнадцать и все по стеночке стоят! Мы с сестрой встали в шахматном порядке, чтобы хоть казалось, что побольше людей. Так было перед Божьей Матерью стыдно, что народу-то нет! А чем нам понравилась первая служба? По ее окончании все батюшки вместе с отцом Питиримом пошли прикладываться к Казанской иконе Божьей Матери. Все чинно, спокойно, не спеша. Мы тоже ко всем иконам приложились, посидели на лавочке и такое умиротворение ощутили! Так и стали ходить в этот храм.

Наша община возникла благодаря Андрею Колмакову, он мой ученик. Он все подходил и говорил: «Татьяна Викторовна, надо общину собрать». Потом позвал к отцу Питириму, чтобы попросить благословение на это. А я заяц по натуре, каким образом я была завучом три года, а потом обязанности директора два года исполняла, сама не представляю. Мне чужую дверь открыть очень сложно. Я шла к наместнику с таким трепетом! И вот мы пришли, он нас очень радушно встретил в Софийском соборе. И тут Андрей говорит: «А Татьяна Викторовна будет староста», - меня не спрашивая. Без выборов. Меня так и директором назначили.

— Расскажите немного о том, как вы руководили школой.

— Прежний директор сильно заболел, и тогдашний мэр Казани Камиль Исхаков решил поставить нового. И вот мы пошли защищать директора, просить, чтобы ее нам оставили. Так дошли до заведующего РОНО. Он спросил, кто замещает директор пока он у вас на больничном. Завуч ответила, что Щукина. Заведующий уточнил, есть ли приказ на меня. Сказали, есть. Так я и стала исполняющей обязанности директора.

А тогда как раз начались пожары по России, интернаты горели. И наши пожарные стали основательно проверять школы. К тому же нам закупили компьютеры. Сейчас их смешно вспоминать: огромные мониторы, круглые. И я так боялась, что их украдут! Ложилась спать и молилась, просила Господа, чтобы не было пожара, краж. У нас в 80-й школе только из-за одного компьютера убили охранника. Когда шло помазание у отца Владимира, он мой лоб мазал за меня, за сродников, учеников, учителей. И вот его молитвами три года ни ЧП, ни преступлений в школе не было. Я не знала, что такое проверки прокуратуры. Так миловали меня Господь и Божья Матерь. Я всегда прошу Ее: «Не отпусти мою руку, удержи хотя бы тихонечко».

А как только я подала заявление, и пришел другой директор, буквально с 1 сентября как будто стена прорвалась. Начались всякие проблемы в школе. Прокуратура не выходила из кабинета директора.

Но пока я руководила, свою школу освятила. Ночью пригласила отца Александра Нестерова. Чин он провел в учительской, а потом пошли по этажам, всем помещениям, я взяла ключи даже от подвалов.

— Как выбрать хорошего учителя?

— В первую очередь, по слухам. Надо поспрашивать людей. Желательно отдавать ребенка в начальной школе именно на учителя. Но сейчас там такая текучка кадров! Не очень-то задерживается молодежь в школе, и найти хорошего педагога очень сложно. Каким он должен быть? Во-первых, любить детей. Во-вторых, владеть их дисциплиной и быть добрым. И, конечно, компетентным быть в своем деле. Он должен постоянно над собой работать. Если ты математик, химик, физик, значит надо решать задачи постоянно. Но учителю, у которого есть семья, очень сложно это делать. И чаще всего у хороших семейных учителей свои дети заброшенные. Нет, это не значит, что проблемные. Но потом они упрекнут: «Ты на нас не обращала внимание, занималась чужими детьми». А еще хороший учитель должен быть счастливым. Всегда говорят, что педагогам надо платить больше денег. Да, желательно, но во все времена им платили мало и во все времена были хорошие учителя.

— С какими проблемами могут столкнуться дети в первом классе, и как их решать?

— В начальной школе надо обязательно делать уроки с ребенком, учить его дисциплине. Спокойно, без крика, потому что у детей в первом классе много чего не получается. Даже палочки рисовать. На детей нельзя голос повышать. Есть, конечно, дети, которым надо жестко сказать. А есть такие, что скажешь строго, а они начинают плакать. Типы нервной системы у всех разные. Ребенок должен дома проговаривать весь материал. И на самотек это нельзя пускать. Желательно, конечно, чтобы мама дома сидела и с детьми занималась. Тогда и меньше будет проблем.

Даже если маме с папой кажется, что в школе не так к ребенку относятся, учитель его не любит, то пусть обсудят это между собой на кухне. Ребенок эти разговоры не должен слышать. Это самое главное: не обсуждать действия учителя при ребенке! Мы, когда уже школу с сестрой закончили, мама призналась: «Ой, как я не любила учительницу математики у сестры. Жестокая была». А она ведь нам и полслова никогда не говорила! И только хвалила их. И классную мою. Хотя та была коммунистка, а мы в церковь ходили. Но мама ее не осуждала. Меня мама всегда учила: «Ты должна слушаться учителей! Сейчас времена очень сложные, в том плане, что в школы приводят детей родители, выросшие в 90-е годы. Они начинают диктовать свои условия в школе. Родители сейчас сложные.

— Каким вы видите развитие нашей общины?

— Очень приятно, что община разрастается. Опять-таки благодаря Андрею Колмакову. Он проводит спонсорскую помощь в организации поездок. В этом году мы ездили в Псково-Печерский монастырь. В пути знакомишься с большим числом прихожан. Хотелось бы почаще встречаться, хотя бы раз в месяц. Домашняя атмосфера объединяет. Хорошо, что второй год мы поздравляем наших новорожденных, дарим серебряную ложечку. Замечательно, что в общине появилась творческая молодежь, поддерживает наши начинания.

Но главное, чем объединилась община – молитва. Одно время мы договорились по очереди читать Псалтырь, разбить его на главы. Причем каждому, кто молился, подавали списочек с десятью именами о здравии и о поминовении. Круглосуточно у нас, конечно, не получалось, небольшой перерыв был. Потом как-то это все зачахло. У меня у самой из-за работы не получалось, кто-то переехал. Может быть, стоит возродить это начинание. Молитва она всегда объединяет.

Теги:
Интервью Воскресная школа Община Казанского Богородицкого монастыря


Все новости раздела


Новости по теме

Другие новости раздела

«Капустки», киноклуб и «живая история»: как прошли осенние праздники в воскресной школе
Новости монастыря

«Капустки», киноклуб и «живая история»: как прошли осенние праздники в воскресной школе

День Матери в воскресной школе имени святителя Гермогена Казанского Богородицкого монастыря прошел очень плодотворно. После тематических занятий, посвященных этому прекрасному празднику, был устроен творческий мастер-класс «Капустки»,

В праздник Казанской иконы Божией Матери в столице Татарстана прошли церковные торжества
Новости монастыря

В праздник Казанской иконы Божией Матери в столице Татарстана прошли церковные торжества

4 ноября 2024 года, в праздник  Казанской иконы Божией Матери  и День народного единства, церковные торжества прошли в столице Республики Татарстан. Накануне, 3 ноября, в  Казанском кафедральном соборе , построенном на месте явления

Популярные новости

«Капустки», киноклуб и «живая история»: как прошли осенние праздники в воскресной школе
Новости монастыря

«Капустки», киноклуб и «живая история»: как прошли осенние праздники в воскресной школе

День Матери в воскресной школе имени святителя Гермогена Казанского Богородицкого монастыря прошел очень плодотворно. После тематических занятий, посвященных этому прекрасному празднику, был устроен творческий мастер-класс «Капустки», ...