Новости монастыря
«Тамаре Григорьевне всегда помогала Матерь Божия»
22 августа исполняется 40 дней со дня упокоения прихожанки Казанского Богородицкого монастыря, положившей много трудов на благо обители, участницы народного хора «Лебёдушка» Мухаметшиной Тамары Григорьевны . Многие годы она была учителем химии в лицее №116 города Казани, являлась преподавателем высшей квалификационной категории, ветераном труда. Награждена грамотами и благодарственными письмами от ректоров Казанского медицинского и химико-технологического университетов.
Своими воспоминаниями о ней делятся прихожане нашей обители. Просим ваших молитв об упокоении рабы Божией Тамары.
Воспоминания старосты общины монастыря Татьяны Викторовны Щукиной
Когда она пришла работать в казанский лицей № 116, то была очень молчаливой, незаметной, практически не общалась с другими. Я с ней познакомилась поближе, когда вернулась с должности завуча на учительскую. Все-таки мы обе преподавали химию. Наше общение началось в 2010 году. Стали пить чай после уроков, говорили о детях, школьных проблемах. Она так же, как и я, была прихожанкой Петропавловского собора. Тогда там служил отец Владимир Лаврентьев. Потом, когда его перевели в Зилантов монастырь, мы стали прихожанками Крестовоздвиженской церкви. Часто вместе после школы ходили на службу.
Воспитывалась Тамара Григорьевна в благочестивой семье. Мама у нее была очень богобоязненная, прошла всю Великую отечественную войну медсестрой. И, тем не менее, в молодости Тамара Григорьевна была ярой атеисткой. После замужества у нее с промежутком в два года родились два сына. И они очень часто болели. И Тамаре Григорьевне пришла в голову мысль: «Их надо окрестить». И вскоре после этого дети перестали болеть. Тогда она задумалась: если только от одного моего намерения дети выздоровели, значит, Бог есть, Он меня услышал. Но муж у нее был татарин, и окрестила она сыновей, когда супруг находился в отъезде. Это, конечно, вызвало разлад в семье. Но вместе они прожили недолго. Когда старшему сыну было около шести лет, муж погиб в автокатастрофе. Тамара Григорьевна стала растить детей одна.
В то время, это были 90-е годы, они жили в рабочем поселке в Марий Эл. Однажды из Казани приехал брат ее мужа, предложил ей продать её квартиру и пожить временно у мамы. Сказал: «Я эти деньги вложу в бизнес, а потом я куплю тебе квартиру в Казани». Она согласилась. Год, второй, третий живёт у мамы, а от деверя ни слуху ни духу. Тогда она взяла детей, приехала к нему и говорит: «Ты же мне обещал помочь с квартирой». И он их поселил в квартиру, обустроенную под офис, возле Театра кукол.
Вот сколько я наблюдала за Тамарой Григорьевной, удивлялась, как ей Матерь Божия помогала! Представьте, приехала в Казань на пусто место, с роднёй по линии мужа отношения сложные, а получает квартиру. Жили они там не прописанные, на птичьих правах. Лично я была уверена, что деверь их никогда не пропишет. Но Тамара Григорьевна ходила в церковь, молилась, читала Евангелие с детьми. И он их прописал. Это чудо. А детей она вырастила замечательных.
Что касается профессиональной деятельности, то Тамара Григорьевна была учителем, глубоко знающим свой предмет. И умела преподнести сложные темы детям легко и красиво. Ребятам было интересно на её уроках. Среди её учеников трое сдали ЕГЭ на сто баллов! Она была творческая личность, не только вела уроки, но и печаталась в журналах «Химия в школе», «Магариф», участвовала в конференциях и меня этим заразила. Она поддерживала имидж нашего лицея на высоком уровне. А когда по болезни Тамара Григорьевна перестала работать, это была для нас большая потеря.
Все свои недуги она переносила стойко, никогда не жаловалась. Только в последнее время, когда ей очень плохо становилось в храме, кулачки сожмет, скрючится, сядет на лавочку. Чувствовалось, что ей очень больно.
В сентябре 2020 года врачи поставили ей диагноз «рак легких, печени, брюшины». Сказали, что максимум проживет два месяца, до декабря.
Сын читал постоянно акафисты Божией Матери, прихожане и батюшки нашего храма молились за неё, в первую очередь отец Андрей, у которого Тамара Григорьевна исповедовалась. И в сентябре раковые клетки в брюшной полости исчезли, уменьшились метастазы в печени. Причем химиотерапию ей не делали, она пила только таблетки. И дожила Тамара Григорьевна до середины июля. В последние дни я постоянно приходила к ней. Читала у постели акафисты, утренние и вечерние молитвы. Она умирала, окружённая любовью и заботой, поскольку вырастила замечательных детей. Рядом с ней не было тягостной атмосферы, ощущения смерти. Она разговаривала, интересовалась делами, шутила. В ночь с 12 на 13 июля мне надо было улетать в Анапу. Я сидела с ней, а она всё беспокоилась: «Татьяна Викторовна, идите, вам уезжать надо». Я говорю: «Посижу еще с часочек», - так до пяти часов пробыла. Она опять просит: «Езжайте». Я её обняла, мы поцеловались. Говорю: «Давайте, выздоравливайте, в августе мы с вами встретимся.» Она на меня смотрит спокойным взглядом без печали, а у неё на лице одни глаза только огромные остались, и говорит: «Да, мы с вами обязательно встретимся». Скончалась она 14 июля. За два дня до смерти пособоровалась, исповедалась и причастилась. Упокоилась Тамара Григорьевна как настоящая христианка.
Людмила Лазарева, прихожанка монастыря, участница народного хора
Тамара Григорьевна стояла у истоков нашей общины; вместе с Татьяной Викторовной и Андреем Игоревичем организовывала встречи прихожан, участвовала в паломнических поездках в Оптину пустынь, Троице-Сергиеву Лавру, в Псково-Печерский монастырь.
Она первая поддержала идею о подарках детям ко Дню знаний, с Божией помощью эта добрая традиция сохраняется в общине уже много лет.
Тамара Григорьевна с радостью отзывалась на просьбы помочь сажать цветы и на месте обретения Казанской иконы Божией Матери, и на всей территории монастыря. У неё это очень хорошо получалось!
В хоре «Лебёдушка» Тамара Григорьевна была очень прилежной ученицей: внимательно слушала преподавателей, ответственно подходила к изучению своей партии (я это заметила, поскольку мы всегда рядом сидели на репетициях). Каждое воскресенье после окончания Божественной литургии вместе с другими участниками народного хора пела на водосвятном молебне, принимала участие в праздничных концертах воскресной школы.
В последние месяцы, когда я интересовалась её здоровьем, она никогда не жаловалась, даже виду не подавала, что болеет. Про болезнь мы узнали совершенно случайно. Тихо, со смирением она переносила всё это.
Когда я пришла с ней попрощаться, лицо её было спокойным и мирным, такой она всегда и была...
После открытия Казанского собора, когда мы впервые пели водосвятный молебен, у меня было ощущение, что Тамара Григорьевна была с нами.
Царствие Небесное рабе Божией Тамаре!
Лидия Кудрявцева, певчая смешанного хора монастыря
С Тамарой Григорьевной мы познакомились не в нашем Казанском Богородицком монастыре, а в Свято-Введенской Оптиной пустыни. Это мужской монастырь, расположенный недалеко от Калуги. Так получилось, что мы обе, не сговариваясь, одновременно поехали в паломничество и встретились уже в Оптиной. Разговорились. Оказалось, что Тамара Григорьевна часто посещала эту обитель. Интересно, что она обычно останавливалась не в гостинице для паломников (в Оптиной это небольшие домики с комнатами на 10 человек), а заселялась в вагончик для трудников, хотя там было много неудобств и в бытовом плане, и в плане общения с людьми, которые там жили. В вагончике не надо было платить за проживание, а вместо оплаты нужно было каждый день работать на послушаниях. (Конечно, Тамара Григорьевна жила в вагончике не из-за финансовой стороны вопроса). Соответственно, среди жильцов были и те, кто не имел другого места жительства, люди, находящиеся в непростых ситуациях. Словом, контингент был не привычный для учителя. Бывало, возникали сложности в общении. Сама Тамара Григорьевна говорила, что жить в вагончике непросто.
На мой вопрос: зачем же ей это нужно, ведь можно жить в гостинице для паломников, Тамара Григорьевна ответила, что, пока силы есть, ей хотелось бы взять на себя небольшой подвиг, послужить в обители на послушаниях, смирять себя и ограничивать свои желания, живя в неудобных условиях в вагончике.
В Оптину Тамара Григорьевна ездила, как она обычно говорила, «как Бог даст». Заранее поездку не планировала. После нашей встречи в Оптиной мы стали чаще общаться. Конечно, главный вопрос, который мы друг другу задавали: «Когда планируете поехать в Оптину?» Мы обе часто ездили, но Господь больше не сподобил поехать вместе. В моём помяннике Тамара Григорьевна записана с пометкой «вместе были в Оптиной».
Алексей Геннадиевич, регент народного хора Лебёдушка
Тамара Григорьевна разносторонне развитая личность с широким кругозором, всегда интересовалась творчеством, связанным с духовным ростом. С огромным желанием и творческим вдохновением посещала занятия Народного хора в Воскресной школе. Тамара Григорьевна, обладая глубоким красивым альтовым тембром, на занятиях хора со всей душой посвящала свой талант Богу.
Все новости раздела
Новости по теме
22 августа исполняется 40 дней со дня упокоения прихожанки Казанского Богородицкого монастыря, положившей много трудов на благо обители, участницы народного хора «Лебёдушка» Мухаметшиной Тамары Григорьевны . Многие годы она была учителем химии в лицее №116 города Казани, являлась преподавателем высшей квалификационной категории, ветераном труда. Награждена грамотами и благодарственными письмами от ректоров Казанского медицинского и химико-технологического университетов.
Своими воспоминаниями о ней делятся прихожане нашей обители. Просим ваших молитв об упокоении рабы Божией Тамары.
Воспоминания старосты общины монастыря Татьяны Викторовны Щукиной
Когда она пришла работать в казанский лицей № 116, то была очень молчаливой, незаметной, практически не общалась с другими. Я с ней познакомилась поближе, когда вернулась с должности завуча на учительскую. Все-таки мы обе преподавали химию. Наше общение началось в 2010 году. Стали пить чай после уроков, говорили о детях, школьных проблемах. Она так же, как и я, была прихожанкой Петропавловского собора. Тогда там служил отец Владимир Лаврентьев. Потом, когда его перевели в Зилантов монастырь, мы стали прихожанками Крестовоздвиженской церкви. Часто вместе после школы ходили на службу.
Воспитывалась Тамара Григорьевна в благочестивой семье. Мама у нее была очень богобоязненная, прошла всю Великую отечественную войну медсестрой. И, тем не менее, в молодости Тамара Григорьевна была ярой атеисткой. После замужества у нее с промежутком в два года родились два сына. И они очень часто болели. И Тамаре Григорьевне пришла в голову мысль: «Их надо окрестить». И вскоре после этого дети перестали болеть. Тогда она задумалась: если только от одного моего намерения дети выздоровели, значит, Бог есть, Он меня услышал. Но муж у нее был татарин, и окрестила она сыновей, когда супруг находился в отъезде. Это, конечно, вызвало разлад в семье. Но вместе они прожили недолго. Когда старшему сыну было около шести лет, муж погиб в автокатастрофе. Тамара Григорьевна стала растить детей одна.
В то время, это были 90-е годы, они жили в рабочем поселке в Марий Эл. Однажды из Казани приехал брат ее мужа, предложил ей продать её квартиру и пожить временно у мамы. Сказал: «Я эти деньги вложу в бизнес, а потом я куплю тебе квартиру в Казани». Она согласилась. Год, второй, третий живёт у мамы, а от деверя ни слуху ни духу. Тогда она взяла детей, приехала к нему и говорит: «Ты же мне обещал помочь с квартирой». И он их поселил в квартиру, обустроенную под офис, возле Театра кукол.
Вот сколько я наблюдала за Тамарой Григорьевной, удивлялась, как ей Матерь Божия помогала! Представьте, приехала в Казань на пусто место, с роднёй по линии мужа отношения сложные, а получает квартиру. Жили они там не прописанные, на птичьих правах. Лично я была уверена, что деверь их никогда не пропишет. Но Тамара Григорьевна ходила в церковь, молилась, читала Евангелие с детьми. И он их прописал. Это чудо. А детей она вырастила замечательных.
Что касается профессиональной деятельности, то Тамара Григорьевна была учителем, глубоко знающим свой предмет. И умела преподнести сложные темы детям легко и красиво. Ребятам было интересно на её уроках. Среди её учеников трое сдали ЕГЭ на сто баллов! Она была творческая личность, не только вела уроки, но и печаталась в журналах «Химия в школе», «Магариф», участвовала в конференциях и меня этим заразила. Она поддерживала имидж нашего лицея на высоком уровне. А когда по болезни Тамара Григорьевна перестала работать, это была для нас большая потеря.
Все свои недуги она переносила стойко, никогда не жаловалась. Только в последнее время, когда ей очень плохо становилось в храме, кулачки сожмет, скрючится, сядет на лавочку. Чувствовалось, что ей очень больно.
В сентябре 2020 года врачи поставили ей диагноз «рак легких, печени, брюшины». Сказали, что максимум проживет два месяца, до декабря.
Сын читал постоянно акафисты Божией Матери, прихожане и батюшки нашего храма молились за неё, в первую очередь отец Андрей, у которого Тамара Григорьевна исповедовалась. И в сентябре раковые клетки в брюшной полости исчезли, уменьшились метастазы в печени. Причем химиотерапию ей не делали, она пила только таблетки. И дожила Тамара Григорьевна до середины июля. В последние дни я постоянно приходила к ней. Читала у постели акафисты, утренние и вечерние молитвы. Она умирала, окружённая любовью и заботой, поскольку вырастила замечательных детей. Рядом с ней не было тягостной атмосферы, ощущения смерти. Она разговаривала, интересовалась делами, шутила. В ночь с 12 на 13 июля мне надо было улетать в Анапу. Я сидела с ней, а она всё беспокоилась: «Татьяна Викторовна, идите, вам уезжать надо». Я говорю: «Посижу еще с часочек», - так до пяти часов пробыла. Она опять просит: «Езжайте». Я её обняла, мы поцеловались. Говорю: «Давайте, выздоравливайте, в августе мы с вами встретимся.» Она на меня смотрит спокойным взглядом без печали, а у неё на лице одни глаза только огромные остались, и говорит: «Да, мы с вами обязательно встретимся». Скончалась она 14 июля. За два дня до смерти пособоровалась, исповедалась и причастилась. Упокоилась Тамара Григорьевна как настоящая христианка.
Людмила Лазарева, прихожанка монастыря, участница народного хора
Тамара Григорьевна стояла у истоков нашей общины; вместе с Татьяной Викторовной и Андреем Игоревичем организовывала встречи прихожан, участвовала в паломнических поездках в Оптину пустынь, Троице-Сергиеву Лавру, в Псково-Печерский монастырь.
Она первая поддержала идею о подарках детям ко Дню знаний, с Божией помощью эта добрая традиция сохраняется в общине уже много лет.
Тамара Григорьевна с радостью отзывалась на просьбы помочь сажать цветы и на месте обретения Казанской иконы Божией Матери, и на всей территории монастыря. У неё это очень хорошо получалось!
В хоре «Лебёдушка» Тамара Григорьевна была очень прилежной ученицей: внимательно слушала преподавателей, ответственно подходила к изучению своей партии (я это заметила, поскольку мы всегда рядом сидели на репетициях). Каждое воскресенье после окончания Божественной литургии вместе с другими участниками народного хора пела на водосвятном молебне, принимала участие в праздничных концертах воскресной школы.
В последние месяцы, когда я интересовалась её здоровьем, она никогда не жаловалась, даже виду не подавала, что болеет. Про болезнь мы узнали совершенно случайно. Тихо, со смирением она переносила всё это.
Когда я пришла с ней попрощаться, лицо её было спокойным и мирным, такой она всегда и была...
После открытия Казанского собора, когда мы впервые пели водосвятный молебен, у меня было ощущение, что Тамара Григорьевна была с нами.
Царствие Небесное рабе Божией Тамаре!
Лидия Кудрявцева, певчая смешанного хора монастыря
С Тамарой Григорьевной мы познакомились не в нашем Казанском Богородицком монастыре, а в Свято-Введенской Оптиной пустыни. Это мужской монастырь, расположенный недалеко от Калуги. Так получилось, что мы обе, не сговариваясь, одновременно поехали в паломничество и встретились уже в Оптиной. Разговорились. Оказалось, что Тамара Григорьевна часто посещала эту обитель. Интересно, что она обычно останавливалась не в гостинице для паломников (в Оптиной это небольшие домики с комнатами на 10 человек), а заселялась в вагончик для трудников, хотя там было много неудобств и в бытовом плане, и в плане общения с людьми, которые там жили. В вагончике не надо было платить за проживание, а вместо оплаты нужно было каждый день работать на послушаниях. (Конечно, Тамара Григорьевна жила в вагончике не из-за финансовой стороны вопроса). Соответственно, среди жильцов были и те, кто не имел другого места жительства, люди, находящиеся в непростых ситуациях. Словом, контингент был не привычный для учителя. Бывало, возникали сложности в общении. Сама Тамара Григорьевна говорила, что жить в вагончике непросто.
На мой вопрос: зачем же ей это нужно, ведь можно жить в гостинице для паломников, Тамара Григорьевна ответила, что, пока силы есть, ей хотелось бы взять на себя небольшой подвиг, послужить в обители на послушаниях, смирять себя и ограничивать свои желания, живя в неудобных условиях в вагончике.
В Оптину Тамара Григорьевна ездила, как она обычно говорила, «как Бог даст». Заранее поездку не планировала. После нашей встречи в Оптиной мы стали чаще общаться. Конечно, главный вопрос, который мы друг другу задавали: «Когда планируете поехать в Оптину?» Мы обе часто ездили, но Господь больше не сподобил поехать вместе. В моём помяннике Тамара Григорьевна записана с пометкой «вместе были в Оптиной».
Алексей Геннадиевич, регент народного хора Лебёдушка
Тамара Григорьевна разносторонне развитая личность с широким кругозором, всегда интересовалась творчеством, связанным с духовным ростом. С огромным желанием и творческим вдохновением посещала занятия Народного хора в Воскресной школе. Тамара Григорьевна, обладая глубоким красивым альтовым тембром, на занятиях хора со всей душой посвящала свой талант Богу.
Новости по теме
Другие новости раздела
«Капустки», киноклуб и «живая история»: как прошли осенние праздники в воскресной школе
День Матери в воскресной школе имени святителя Гермогена Казанского Богородицкого монастыря прошел очень плодотворно. После тематических занятий, посвященных этому прекрасному празднику, был устроен творческий мастер-класс «Капустки»,
В праздник Казанской иконы Божией Матери в столице Татарстана прошли церковные торжества
4 ноября 2024 года, в праздник Казанской иконы Божией Матери и День народного единства, церковные торжества прошли в столице Республики Татарстан. Накануне, 3 ноября, в Казанском кафедральном соборе , построенном на месте явления
Популярные новости
В праздник Казанской иконы Божией Матери в столице Татарстана прошли церковные торжества
4 ноября 2024 года, в праздник Казанской иконы Божией Матери и День народного единства, церковные торжества прошли в столице Республики Татарстан. Накануне, 3 ноября, ...
Праздник в честь Казанской иконы Божией Матери прошел в воскресной школе
Пред иконой Богородицы Я с надеждой молюсь За родных, друзей, за Родину За истерзанную Русь… Эти прекрасные строки, столь актуальные для нашего Отечества ...
В столице Татарстана состоялся крестный ход с Казанской иконой Божией Матери
4 ноября 2024 года, в праздник Казанской иконы Божией Матери и День народного единства, установленный в память об избавлении в 1612 году Москвы и России от иноземных захватчиков, в ...