Публикации
Светлое Христово Воскресение - есть глава и верх всех праздников...
Пасха Христова - торжество из торжеств. Об этом говорит в своем слове и св. Епифаний Кипрский: "Праздник Пасхи торжественнее всех праздников: он составляет для всего мира ТОРЖЕСТВО ОБНОВЛЕНИЯ И СПАСЕНИЯ. Сей-то праздник есть глава и верх всех праздников...". Церковь в своих священных песнопениях называет Пасху великою, двери райские нам отверзающей, Неделей святой, светлым Христовым Воскресением, призывает торжествовать ее землю и небо, мир видимый и невидимый, ибо "Христос воста, веселие вечное". Св. Григорий Богослов в своем 45-м слове на Пасху говорит: "Ныне спасение миру - миру видимому и невидимому. Христос восстал из мертвых; восстаньте с Ним и вы, Христос во славе Своей, восходите и вы. Христос из гроба, освобождайтесь от уз греха, отверзаются врата ада, истребляется смерть. Она у нас праздников праздник и торжество торжеств, столько превосходит все торжества, даже Христовы и в честь Христа совершаемые, сколько солнце превосходит звезды".
Слово "Пасха" ведет свое начало еще от ветхозаветного праздника Пасхи, который в свою очередь так назван был от еврейского слова "песах" ("проходит мимо") - для обозначения события исхода евреев из Египта и египетского рабства. Ангел, погубивший египетских первенцев, когда видел кровь пасхального Агнца на дверях еврейских жилищ, проходил мимо.
В христианской Церкви наименование "Пасха" получило особый смысл и стало обозначать прехождение от смерти к жизни,от земли к небу, что выражается и в священных песнопениях Церкви:
"... Пасха, Господня Пасха, от смерти бо к жизни и от земли к небеси Христос Бог нас преведе, победную поющия".
История праздника.
Праздник Пасхи установлен уже в апостольской Церкви и праздновался в те времена. Древняя Церковь под именем Пасхи соединяла две седмицы: предшествующую дню Воскресения и последующую за ним. Для обозначения той и другой части праздника употреблялись особые наименования: Пасха крестная, или Пасха страданий, и Пасха воскресная, т.е. Пасха Воскресения. После Никейского собора (325 г.) эти наименования считаются вышедшими из употребления и вводится новое название - Страстная и Светлая седмицы, а сам день Воскресения назван Пасхой.
В первые века христианства Пасху праздновали не везде в одно и то же время. На Востоке, в Малоазийских Церквах, праздновали ее в 14-й день нисана (марта), на какой бы день седмицы не приходилось это число. А Западная Церковь, почитая неприличным праздновать Пасху вместе с иудеями, совершала ее в первый воскресный день после весеннего полнолуния. Попытка установить согласие по этому вопросу между Церквами была сделана при св. Поликарпе, епископе Смирнском, в середине II века, но успехом не увенчалась. Два различных обычая существовали до Первого Вселенского Собора (325 г.), на котором было вынесено постановление праздновать Пасху (по правилам Церкви Александрийской) повсеместно в первое воскресение после пасхального полнолуния, в пределах между 22 марта и 25 апреля, чтобы христианская Пасха всегда праздновалась после иудейской.
Особенности пасхального богослужения.
Пасхальное богослужение совершается особенно торжественно как в первый день Пасхи, так и во всю Светлую седмицу.
С вечера в храме читаются Деяния Апостолов, составляющие непреложные свидетельства Воскресения Христова.
Со времен апостольских Церковь совершает пасхальное богослужение ночью. Подобно древнему Израилю, бодрствовавшему в ночь избавления своего от египетского рабства, и новый Израиль - Святая Церковь бодрствует " в священную и спасительную ночь светлого Воскресения Христова" - провозвестницу светоносного дня духовного обновления и освобождения от рабства греху я диаволу.
В день Пасхи и по всю Светлую седмцу священник совершает начало утрени, литургии и вечерни, а также все каждения с Крестом и пасхальным трисвечником (или свечой) в левой руке и кадилом - в правой. Диакон совершает каждение и произносит ектении со свечой в левой руке. Он выходит из алтаря и входит в него через царские врата. (В обычное же время диакон может проходить через царские врата только тогда, когда он несет Евангелие или другую святыню.)
На пасхальной утрени и утрени каждого дня Светлой седмицы не бывает шестопсалмия и великое славословие не поется.
Все новости раздела
Новости по теме
Пасха Христова - торжество из торжеств. Об этом говорит в своем слове и св. Епифаний Кипрский: "Праздник Пасхи торжественнее всех праздников: он составляет для всего мира ТОРЖЕСТВО ОБНОВЛЕНИЯ И СПАСЕНИЯ. Сей-то праздник есть глава и верх всех праздников...". Церковь в своих священных песнопениях называет Пасху великою, двери райские нам отверзающей, Неделей святой, светлым Христовым Воскресением, призывает торжествовать ее землю и небо, мир видимый и невидимый, ибо "Христос воста, веселие вечное". Св. Григорий Богослов в своем 45-м слове на Пасху говорит: "Ныне спасение миру - миру видимому и невидимому. Христос восстал из мертвых; восстаньте с Ним и вы, Христос во славе Своей, восходите и вы. Христос из гроба, освобождайтесь от уз греха, отверзаются врата ада, истребляется смерть. Она у нас праздников праздник и торжество торжеств, столько превосходит все торжества, даже Христовы и в честь Христа совершаемые, сколько солнце превосходит звезды".
Слово "Пасха" ведет свое начало еще от ветхозаветного праздника Пасхи, который в свою очередь так назван был от еврейского слова "песах" ("проходит мимо") - для обозначения события исхода евреев из Египта и египетского рабства. Ангел, погубивший египетских первенцев, когда видел кровь пасхального Агнца на дверях еврейских жилищ, проходил мимо.
В христианской Церкви наименование "Пасха" получило особый смысл и стало обозначать прехождение от смерти к жизни,от земли к небу, что выражается и в священных песнопениях Церкви:
"... Пасха, Господня Пасха, от смерти бо к жизни и от земли к небеси Христос Бог нас преведе, победную поющия".
История праздника.
Праздник Пасхи установлен уже в апостольской Церкви и праздновался в те времена. Древняя Церковь под именем Пасхи соединяла две седмицы: предшествующую дню Воскресения и последующую за ним. Для обозначения той и другой части праздника употреблялись особые наименования: Пасха крестная, или Пасха страданий, и Пасха воскресная, т.е. Пасха Воскресения. После Никейского собора (325 г.) эти наименования считаются вышедшими из употребления и вводится новое название - Страстная и Светлая седмицы, а сам день Воскресения назван Пасхой.
В первые века христианства Пасху праздновали не везде в одно и то же время. На Востоке, в Малоазийских Церквах, праздновали ее в 14-й день нисана (марта), на какой бы день седмицы не приходилось это число. А Западная Церковь, почитая неприличным праздновать Пасху вместе с иудеями, совершала ее в первый воскресный день после весеннего полнолуния. Попытка установить согласие по этому вопросу между Церквами была сделана при св. Поликарпе, епископе Смирнском, в середине II века, но успехом не увенчалась. Два различных обычая существовали до Первого Вселенского Собора (325 г.), на котором было вынесено постановление праздновать Пасху (по правилам Церкви Александрийской) повсеместно в первое воскресение после пасхального полнолуния, в пределах между 22 марта и 25 апреля, чтобы христианская Пасха всегда праздновалась после иудейской.
Особенности пасхального богослужения.
Пасхальное богослужение совершается особенно торжественно как в первый день Пасхи, так и во всю Светлую седмицу.
С вечера в храме читаются Деяния Апостолов, составляющие непреложные свидетельства Воскресения Христова.
Со времен апостольских Церковь совершает пасхальное богослужение ночью. Подобно древнему Израилю, бодрствовавшему в ночь избавления своего от египетского рабства, и новый Израиль - Святая Церковь бодрствует " в священную и спасительную ночь светлого Воскресения Христова" - провозвестницу светоносного дня духовного обновления и освобождения от рабства греху я диаволу.
В день Пасхи и по всю Светлую седмцу священник совершает начало утрени, литургии и вечерни, а также все каждения с Крестом и пасхальным трисвечником (или свечой) в левой руке и кадилом - в правой. Диакон совершает каждение и произносит ектении со свечой в левой руке. Он выходит из алтаря и входит в него через царские врата. (В обычное же время диакон может проходить через царские врата только тогда, когда он несет Евангелие или другую святыню.)
На пасхальной утрени и утрени каждого дня Светлой седмицы не бывает шестопсалмия и великое славословие не поется.
Новости по теме
Другие новости раздела
Проповедь митрополита Феофана в канун Недели 37-й по Пятидесятнице в Казанско-Богородицком монастыре
13 февраля, в канун Недели 37-й по Пятидесятнице, митрополит Феофан совершил всенощное бдение в Крестовоздвиженском соборе Казанско-Богородицкого мужского монастыря, после чего обратился к присутсвующим с проповедью.
Казанско-Богородицкий монастырь: годы возрождения обители
Прошло время испытаний — Казань вставала из руин.
Популярные новости
В день памяти преподобного Феофана Исповедника митрополит Кирилл совершил Литургию в Пещерном храме Казанского кафедрального собора
24 октября 2024 года, в день памяти преподобного Феофана Исповедника, творца канонов, епископа Никейского, митрополит Казанский и Татарстанский Кирилл совершил Божественную литургию в Пещерном храме Казанского кафедрального собора. Его ...
В день памяти преподобного Амвросия Оптинского митрополит Кирилл совершил Литургию в Казанском соборе
23 октября 2024 года, в день памяти преподобного Амвросия Оптинского, митрополит Казанский и Татарстанский Кирилл совершил Божественную литургию в Александро-Невском приделе Казанского кафедрального собора в столице Татарстана. Его ...
В канун праздника Казанских святых в Казанский собор принесена Седмиезерная икона Богородицы
Вечером 16 октября 2024 года, в канун праздника Собора Казанских святых, в кафедральный собор Казанской иконы Божией Матери в столице Татарстана был принесён