Новости монастыря

Церковь чтит память священномученика Ермогена, Патриарха Московского и всея Руси

Церковь чтит память священномученика Ермогена, Патриарха Московского и всея Руси
Автор: Информационная служба Казанско-Богородицкого монастыря

2 марта Церковь чтит память священномученика Ермогена, Патриарха Московского и всея Руси, небесного покровителя Казанского-Богородицкого монастыря.

Мы начинаем серию публикаций, посвященных рассказу о жизни священномученика.

Казанский период жизни будущего патриарха Ермогена

Будущий патриарх всея Руси Ермоген родился в 1530 году и был наречен во Святом Крещении Ермолаем. Согласно преданию, святой родился в Казани, однако польские источники позволяют предположить, что до своего пострижения Ермоген мог быть донским казаком. Детство и юность будущего первосвятителя прошли среди суровых рассказов и впечатлений. В то время, когда Ермолай был уже взрослым, были замучены новокрещенные татары Петр и Стефан, на его глазах непрерывно прибывали в Казань толпы русских пленников. Только после завоевания Казани Иоанном Грозным христианское население смогло свободно вздохнуть. Была учреждена Казанская Епархия. Ермолай удостоился лично знать и быть в духовном общении с великими просветителями родного города. Это были – казанский первосвятитель Гурий, его помощник архимандрит Варсонофий и архимандрит Герман. Будущий патриарх окончил школу в Зилантьевом монастыре, основанном архимандритом Германом и всегда называл его своим учителем.

Ермолай начал службу клириком казанского Спасо-Преображенского монастыря, основанного святителем Варсонофием, позднее епископом Тверским. В 1579 году в Казани случился страшный пожар, после которого произошло знаменательное событие: явление чудотворной иконы Казанской Божией Матери. В то время отец Ермолай в сане протопопа был настоятелем церкви святого Николая в Гостином дворе, и именно ему выпала честь первым из священнослужителей принять в свои руки чудесно обретенную святыню. Обладая неза­урядным литературным дарованием, святитель сам соста­вил в 1594 году сказание о явлении чудотворной иконы и совершавшихся от нее чудесах. В сказании он со смирени­ем пишет о себе: «Я же тогда... хотя и был каменносердечен, однако прослезился и припал к Богородицыну образу, к чудотворной иконе и к Предвечному Младенцу, Спасу Христу... И по велению архиепископа, с прочими святыми крестами пошел я с иконою в находящуюся вбли­зи церковь святого Николая, который зовется Тульским...»  Тропарь новоявленной иконе Божией Матери Казанской «Заступница усердная…» написанный святителем, знала вся Святая Русь.

Медленно восстанавливалась разрушенная Казань. В это время овдовевший отец Ермолай принял постриг с именем Ермогена в московском Чудовом монастыре – в месте своего будущего подвига. Его возвели в сан архимандрита и назначили настоятелем казанского Спасо-Преображенского монастыря. 13 мая 1589 года архимандрит Ермоген был поставлен в сан архиепископа Казанского и Астраханского с предоставлением ему (первому из архиереев казанских) митрополичьего титула. Новый святитель с ревностью продолжал труды своих великих предшественников.

В течение семнадцати лет святитель возглавлял епархию, основанную в крае, относительно недавно присоединенном к России. Прежде всего, его усилия были направлены на вовлечение в лоно христианской Церкви инородческого населения Поволжья (главным образом, татар-мусульман). Митрополит стремился не столько к количественному увеличению числа новообращенных, сколько к внутреннему усвоению ими начал христианской жизни; его чрезвычайно угнетало то обстоятельство, что многие из новообращенных лишь на словах называли себя христианами, полностью сохраняя прежний уклад жизни. 

Тем же целям усиления христианского влияния на население Казани служило и возведение новых и украшение старых христианских храмов. По инициативе митрополита, строится собор Пресвятой Богородицы с приделами Успения Божьей Матери и святого Александра Невского в Казанском девичьем монастыре — том самом, в котором хранилась чудотворная икона Казанской Божией Матери. В Спасо-Преображенском монастыре возводится великолепный собор во имя Преображения Господня. Строятся также церкви Архангела Михаила и Димитрия Солунского в окрестностях Казани. Богато украшается иконами Соборный Казанский храм. Ко времени Гермогена относятся учреждение казанского Федоровского монастыря и строительство каменного Сергиевского храма в женском Иоанно-Предтеченском монастыре в Свияжске.

Не меньшее внимание уделяет святитель прославлению местных казанских святых. Он обращается к патриарху Иову с ходатайством об установлении особого дня поминовения русских воинов, павших при взятии Казани, а также о прославлении мучеников казанских, пострадавших за веру — Иоанна Нового, Стефана и Петра. Патриарх ответил немедленным согласием: ежегодное поминовение казанских героев было установлено в первую субботу после Покрова Пресвятой Богородицы; имена героев и мучеников занесены в общий синодик для поминовения в Неделю православия, а особое поминовение казанских мучеников установлено митрополитом Гермогеном 24 января. В 1592 году Гермоген участвует в перенесении мощей святителя Германа Казанского из Москвы в Свияжск, в церковь Успения Свияжского Богородицкого монастыря.

В 1595 году, при перестройке казанской церкви Спасо-Преображенского монастыря, им были обретены мощи святителей Гурия, первого архиепископа Казанского, и Варсонофия, основателя Спасо-Преображенского монастыря и епископа Тверского. Перу Гермогена принадлежит Житие этих прославленных казанских чудотворцев.

За выдающиеся архипастырские труды митрополита Ермогена избрали на первосвятительскую кафедру.

 

 

ТЕГИ:
священномученик Ермоген

Новости Татарстанской митрополии