Новости монастыря

Митрополит Казанский и Свияжский Ефрем (1606-1613 гг.). Часть I

Митрополит Казанский и Свияжский Ефрем (1606-1613 гг.). Часть I
Автор: Марина АСТАХОВА

Представляем вниманию читателей статью прихожанки монастыря Марины о митрополите Ефреме Казанском.

Предисловие

Каждый раз отправляясь в паломничество, я ловлю себя на мысли о том, что это замечательно, конечно, путешествовать по святым местам, к дивным угодникам Божиим в разные земли, но и наших родных Казанских святых надо бы знать лучше и почитать не меньше, чем тех, к которым мы стремимся в дальние края. Особенно стыдно становится, когда встречаешь людей из других регионов, которые знают про твоих «земляков» больше, чем ты. В этот раз так и вышло…

Прощаясь с Соловками (милостию Божией я участвовала в паломнической поездке, славно организованной нашей митрополией), мы пригласили в гости заботливую сотрудницу паломнической гостиницы, обещая показать ей Казань. Упомянув о явлении иконы Божией Матери в Казани, в ответ мы услышали: «Да, да, у вас там еще митрополит Ефрем»…

Я вспомнила, что в Иоанно-Предтеченском монастыре видела на иконе святителя Ефрема, но к своему стыду ничего о нем не знаю. «Сущии в море далече» на Соловецких островах знают, а я не знаю.

И вот, Господь, «исполняющий во благих желания твоя», послал мне в поездке спутника из другого города — р.Б. Алексея. Он собирался перед отъездом домой посетить святыни Казани. Так продолжилось наше паломничество по родному мне городу, но «экскурсоводом» была не я. Беседуя и делясь впечатлениями о пережитых событиях, мы дошли до Петропавловского собора. Я была в нем, когда мне было 10 лет, а в нижнем храме Сретения Господня и вовсе не была.

Низкие сводчатые расписные потолки, старинные плиты на полу, тусклый свет – как таинственная пещера, скрывающая в себе до поры до времени какое-то сокровище… Поблагодарив Господа и помолившись, мы остановились у старинной иконы святителя Николая, перед которой молился будущий Патриарх Ермоген (она попала сюда из Николо-Гостинодворской церкви). Затем мы подошли к низким ступенькам, ведущим к северным вратам и вот, в левом углу солеи я увидела раку с мощами... митрополита Ефрема. Вот так дивно и скоро Господь устроил нашу личную встречу. Поклонившись святителю Ефрему, мы вышли из храма, и Алексей рассказал мне о митрополите, о его вкладе в дело укрепления государственности и Православия, о том, что он до сих пор не канонизирован.

Было бы нерадением с моей стороны пренебречь таким Божиим «стечением обстоятельств», поэтому вернувшись домой, я занялась изучением информации о митрополите Ефреме, и хотела бы поделиться вкратце о том, что я узнала, тем более, что 13 сентября исполняется 24 года со дня обретения его мощей.

Митрополит Казанский и Свияжский Ефрем (1606-1613 гг.)

Митрополит Ефрем — ревностный поборник Православия, независимости и единства Русского государства. Он возглавлял Казанскую епархию в 1606-1613 гг. — в тяжелый для России период Смутного времени.

В годы развала государства Православная Церковь стала единственным центром, к которому стремились все, кому была дорога Родина. Во главе этих сил стал патриарх Ермоген, а митрополит Ефрем был верным его сподвижником и соработником в тяжелом деле умиротворения Руси. Так, в каноне священномученику Ермогену, патриарху Московскому и всея Руси, читаем: «Богови работницы и тебе помощницы быша святители Христовы: Филарет Ростовский, Ефрем Казанский, Феоктист Тверский и Галактион Суздальский, имиже во всю землю изыде слово твое, Ермогене святителю, и в концы Руси вещание твое» (песнь 7).

В то время, когда распадение и гибель Московского государства казались неизбежными, митрополит Ефрем «оказался главным защитником исконных русских государственных и церковных порядков на обширной восточной полуинородческой окраине. Своим церковно-политическим взором он должен был обнимать весь юго-восток и восток тогдашней Руси с царствами Казанским, Астраханским и Сибирским». Он прилагал все силы к тому, чтобы сохранить мир в своей епархии, предупредить волнения среди населения. Благодаря ему Казань и все сибирские города остались за Москвой, когда почти все города от нее отступили, в том числе Владимир и Муром. Когда из Москвы стали поступать грамоты с призывом собирать ополчения и отправлять в Москву для борьбы с поляками, митрополит Ефрем с большим сочувствием откликнулся на этот призыв. По его благословению было создано первое ополчение.

В 1611 году, оказавшись в заточении, патриарх Ермоген сумел передать в Нижний Новгород грамоту, в которой через нижегородцев обращался к митрополиту Ефрему и просил поучать войска «стоять крепко в вере», «души свои положити за Пречистыя дом, и за чудотворцев, и за веру». Таким образом, умиравший в заключении «поборатель за веру православную и отечество русское», завещал Ефрему закончить великое государственное дело. Митрополит Ефрем выполнил завещание патриарха, стал вдохновителем народного ополчения. Он разослал призывные грамоты по многим городам Поволжья. В этих грамотах митрополит призывал стойко стоять за единение с Москвой, за независимость Русского государства от посягательства польских властей.

Образованное в Нижнем Новгороде ополчение под руководством К.Минина и Д.Пожарского не решалось выступать на Москву без согласования с митрополитом Ефремом. Уважение «воеводы всей Русской земли» и его ополчения к владыке Ефрему, как духовному руководителю страждущей Руси, со всей очевидностью сказалось в грамоте, присланной ему из полков Пожарского. В ней прекрасно очерчено значение и общее направление деятельности митрополита Ефрема и его личный характер. «В Богоспасаемый град Казань, благочестия столпу, основанному на камене заповедей Христовых, твердому адаманту, пастырю и учителю, и неуклонному хранителю Христова стада словесных овец во благочестии твердостоятелю, неуклонному поборателю по правой вере, хранителю апостольских и отеческих преданий, на враги Креста Христова крепкому и непреоборимому оружнику, уязвляющу враги Христовы мечем духовным, и душу свою, по Христову словесе, полагающу за овцы Его, великому господину преосвященному Ефрему, митрополиту Казанскому и Свияжскому, бояре и воеводы и Димитрий Пожарский и … всякие служилые и жилецкие люди челом бьют. За преумножение греха всех нас православных христиан Вседержитель Бог наш, по Своему праведному наказанию, совершил ярость гнева Своего в народе нашем, угасил два великия светильника в мире: отъял от нас главу Московского государства и вождя людем государя, царя и великого князя всея Руси, и пастыря и учителя словесных овец стада своего, Святейшаго патриарха Московского и всея Руси, и по градам многия пастыри наши и учители, митрополиты, архиепископы и епископы, яко пресветлые звезды погасаше и ныне оставил нас сиротствующих, и быхом в послях на поругание языком. Но сия вся наведе на ны Бог за грехи наша, понеже бо несть конца злобе нашей: но еще не до конца оставил нас сирых, дарова нам единое утешение — тебя, великого господина, яко некое великое светило положи на свещнице в Российском государстве».

Митрополит Ефрем направил вместе с казанским отрядом в ополчение Минина и Пожарского список с Казанской иконы Божией Матери. Перед взятием Москвы русское ополчение усиленно молилось перед чудотворной иконой, и Москва была освобождена от поляков заступлением Божией Матери «ради Казанской иконе Ее».

Продолжение следует

ТЕГИ:
Община Казанского Богородицкого монастыря
Митрополит Ефрем Казанский

Новости Татарстанской митрополии