Новости монастыря

Проповедь о разнице между молитвой духовной и душевной

Проповедь о разнице между молитвой духовной и душевной

16 марта 2024 года, в канун Недели сыропустной, Воспоминание Адамова изгнания, митрополит Казанский и Татарстанский Кирилл совершил всенощное бдение в кафедральном соборе Казанской иконы Божией Матери Казанского Богородицкого мужского монастыря.

Главе Татарстанской митрополии сослужили секретарь Татарстанской митрополии иеромонах Кирилл (Корытко), наместник Богородицкого монастыря игумен Марк (Виленский) с братией обители.

Богослужебные песнопения исполнили два архиерейских хора: мужской под управлением Дениса Рогова и смешанный под управлением Марины Литвиненко.

Во время богослужения насельники монастыря совершили таинство исповеди. После чтения Евангелия проповедь произнёс иеромонах Ермоген (Рубан):

Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа!

Сегодня мы слышали, как воскресший Христос явился Марии Магдалине, но она не сразу узнаёт Его. Только когда Он обращается к ней по имени, когда Он говорит: «Мария!», тогда она восклицает: «Раввуни! Учитель!» И в порыве радости она готова устремиться к Нему, но Господь останавливает её и говорит: «Не прикасайся ко мне».

Что это значит?

Евангелист Матфей говорит, что мироносицам, когда они шли от гроба, явился сам Христос и приветствовал их словами: «Радуйтесь!» Они приблизились к Нему, ухватились за ноги Его и поклонились Ему.

Здесь Господь не допускает Марию Магдалину прикоснуться к Нему, а там Он допускает мироносиц. Почему?

Потому что Мария Магдалина в порыве радости, поддавшись своим чувствам и эмоциям, устремляется к Нему, забыв при этом про страх Божий. Забыв про благоговение, она устремляется к Нему как к своему возлюбленному учителю, забывая о том, что Он Бог. А там мироносицы поклоняются Ему как Воскресшему Богу, Как Богочеловеку. Они, пав рабски, поклонились Ему, ухватившись за Его ноги.

Дорогие братья и сестры, что значат для нас с вами слова Господа: «Не прикасайся ко мне»?

Этими словами Господь показывает, какого поклонения Он ожидает от нас, какое поклонение Он принимает и какое поклонение Он не принимает.

Как мы прикасаемся к Богу?

Мы прикасаемся к Нему в молитве. Мы можем сказать, что молитва – это прикосновение к Божеству, по крайней мере по своей цели. В своём совершенстве молитва – это соединение с Богом, а для нас молитва – это устремление к Богу, возношение нашего ума и сердца к Богу.

Можно выделить две молитвы – духовную, которую Господь принимает, и молитву душевную, которую Господь не принимает.

Духовная молитва – это молитва, когда мы молимся с благоговением и вниманием, когда человек молится трезвенно. Трезвясь, когда он сосредотачивает внимание только на Боге и на своём недостоинстве перед Богом и когда он соединяет свою молитву со смирением.

А молитва душевная, когда человек молится без внимания, без благоговения. Когда он молится для того, чтобы только прочитать правило или отстоять на службе. Молитва душевная, когда человек утрачивает трезвенность, когда человек молится и к его молитве подключаются эмоции, подключаются чувства, например, от красивого пения, он начинает услаждаться им, или к нему незаметно подкрадывается возношение: «Вот, какой я молитвенник, как я хорошо молюсь, как у меня хорошо получается». И такие свои душевные эмоции и чувства он начинает воспринимать как действия Божественной благодати, а это очень опасно.

И особенно опасно, когда человек к молитве присоединяет своё воображение. Мы знаем, что молитва должна быть безо́бразной, в молитве нельзя представлять ни Бога, ни святых, ни ангелов. В противном случае человек не только не соприкоснётся с Богом, а он может даже духовно повредиться.

 И, наконец, душевная молитва – это когда человек ищет в молитве не Царствия Божия, он ищет не самого Бога, он не ищет исцеление от той или иной страсти, от греха, он не просит Господа, чтобы Он помог ему приобрести добродетели, а он просит и относится к Богу потребительски, просит, чтобы Господь помог ему в работе, помог ему в учёбе, даровал ему здоровье или ещё много различных прошений. Тогда принимает ли Господь такую молитву? Да, может быть, если это первые шаги человека к Богу или когда такие прошения являются дополнением к его основному устремлению к Богу, к Царству Божию, а если нет, то тогда Господь может его отстранить и он услышит страшные слова: «Не прикасайся ко мне».

Вот, дорогие братья и сестры, что значат для нас эти слова. Поэтому давайте будем внимательны к себе, будем трезвиться, будем всегда молиться молитвой духовной, чтобы Господь Сам прикоснулся к нам, исполнил нас Своей благодатью!

Аминь.

Теги:
Иеромонах Ермоген(Рубан)


Все новости раздела


Новости по теме

Другие новости раздела

С ПРАЗДНИКОМ УСПЕНИЯ ПРЕСВЯТОЙ ВЛАДЫЧИЦЫ НАШЕЙ БОГОРОДИЦЫ И ПРИСНОДЕВЫ МАРИИ!
Новости монастыря

С ПРАЗДНИКОМ УСПЕНИЯ ПРЕСВЯТОЙ ВЛАДЫЧИЦЫ НАШЕЙ БОГОРОДИЦЫ И ПРИСНОДЕВЫ МАРИИ!

Дорогие братья и сестры, поздравляем всех с праздником Успения Пресвятой Богородицы. У этого праздника удивительной красоты песнопения. "В рождестве девство сохранила еси, во успении мира не оставила еси, Богородице, преставилася еси к животу,

Сергей всегда встречал нас у ворот монастыря...
Новости монастыря

Сергей всегда встречал нас у ворот монастыря...

28 августа, в праздник Успения Пресвятой Богородицы, исполняется сороковой день со дня смерти Сергея, который встречал нас у ворот монастыря в течение многих лет. Он был здесь и в мороз, и в зной - у ворот дома Пресвятой Богородицы и упокоился в