Новости монастыря
Проповедь о духовной борьбе, о восьми способах нападения дьявола, сказанная на воскресном всенощном бдении 03.08.2024
Ваше Высокопреосвященство, всечестные отцы,дорогие братья и сёстры!
Сегодня за богослужением читалось Евангелие от Луки, и мы слышали, как в первый день недели, то есть в воскресенье, Воскресший Христос является своим ученикам. Они смутились и испугались, думая, что видят духа, и Господь говорит слова, которые имеют важное значение для нашей духовной жизни. Господь говорит: «Что смущаетесь, и для чего такие помышления входят в сердца ваши?»
О чём здесь говорится?
Говорится о том, что мысли входят в сердце человека. Оказывается, эти мысли не принадлежат самому человеку, а входят в него извне.
Тогда кому они принадлежат?
Они не могут принадлежать Богу, иначе Господь бы не упрекал учеников за эти мысли. Они не принадлежат святым ангелам, которые всегда исполняют волю своего Творца и не могут говорить того, что ему не угодно. Да и от мыслей, которые вкладывают Господь или ангелы, не смущается сердце человека, напротив, тогда в сердце человека воцаряется мир.
Святые отцы говорят, что мысли, которые входят в нас и смущают наше сердце, исходят от падших духов, то есть они исходят от бесов.
Здесь говорится, что человек должен вести духовную борьбу, что он должен противостоять дьяволу.
Румынский старец Клеопа (Илие) говорит, что дьявол нападает на человека с восьми сторон.
Нападает сзади через воспоминание прежде содеянных грехов, чтобы посеять в нём смущение, печаль и уныние; или осквернить его, если вспоминаются прежде содеянные плотские грехи. Даже если человек покаялся в этих грехах, то дьявол всё равно может искушать его этим способом. Господь попускает это, как некую епитимью, которую необходимо потерпеть. Мы должны в этом случае полагаться на милосердие Божие, то есть, когда приходят такие мысли, говорить: «Всё, я покаялся в этих грехах, Господь меня простил, их больше нет».
Спереди дьявол нападает на человека, внушая ему страх перед будущим. Человек начинает переживать и думать, что будет с ним, что будет с миром и с ближними; особенно, если человек болеет, то он думает: «Как я буду дальше, что со мной будет в старости?» Или если болеют его ближние. Или он думает:«Что будет со мной, если меня уволят с работы, переведут на другое место служения, если пошатнется мой бизнес, как я буду кормить свою семью?»
Сверху дьявол нападает на человека, отводя его от делания добрых дел. Когда человек мог бы сделать доброе дело, но его не совершил. Например, мы видим просящего милостыню, но дьявол внушает, что нам некогда и мы проходим мимо; или мы хотели бы подать милостыню, но у нас нет с собой мелких денег, а дать крупную купюру жалко; или когда мы видим, что человек нуждается в помощи, мы могли бы ему помочь, но проходим мимо.
Снизу дьявол нападает на человека, производя в нем ревность не по разуму, когда он берёт большое молитвенное правило, налагает на себя посты, которые не соответствует его силам; или, когда он старается сразу быстро достигнуть духовного совершенства, не идет путем несения своего Креста, не желает с терпением в молитве предстоять невидимому Богу, а желает сразу Его увидеть, достигнуть сразу высоких духовных состояний, получить духовное утешение. Здесь дьявол искажает сам подвиг человека.
С левой стороны дьявол нападает на человека, когда человек сознательно грешит, когда он знает, что так делать нельзя, а всё равно идёт и делает.
А с правой стороны он нападает на человека, когда человек делает доброе дело, но с недобрым намерением и целью, когда дело делается по тщеславию; или человек преследует корыстные цели, например, чтобы о нём думали хорошо, к нему относились хорошо, любили его.
А изнутри дьявол нападает на человека через наши страсти, когда наши мысли соединяются с нашими страстями, и мы думаем и действуем по страсти. Искушает нас через наши греховные навыки, наши греховные привычки, а также использует особенности нашего характера.
Наконец, последнее искушение, которым искушает дьявол человека – это искушение извне, восьмое искушение, когда человек искушается через чувства, искушается тем, что он видит, слышит. В этом способе нападения дьявол особенно преуспел в наше время, потому что зачастую человек живёт не столько реальной жизнью, сколько живёт жизнью виртуальной, проводит много времени в интернете, потребляя большое количество информации и образов, которые питают егострасти, так через сеть дьявол в своих лапах крепко держит множество людей.
А способ борьбы со всеми этими искушениями один – это трезвение, то есть, когда человек внимательно относится к себе, к своей внутренней жизни, духовно собран, сосредоточен. Это то, что требуется от нас.
Но и этого нам недостаточно, потому что нам необходимо, чтобы нам помог Господь, поэтому мы должны часто обращаться к Богу с молитвой: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй меня грешного».
А Воскресший Христос всегда рядом, ждёт только, чтобы мы Ему дали возможность действовать в нашем сердце, тогда Он избавит нас от всех козней и сетей дьявола.
Аминь!
Иеромонах Ермоген (Рубан)
Все новости раздела
Новости по теме
Ваше Высокопреосвященство, всечестные отцы,дорогие братья и сёстры!
Сегодня за богослужением читалось Евангелие от Луки, и мы слышали, как в первый день недели, то есть в воскресенье, Воскресший Христос является своим ученикам. Они смутились и испугались, думая, что видят духа, и Господь говорит слова, которые имеют важное значение для нашей духовной жизни. Господь говорит: «Что смущаетесь, и для чего такие помышления входят в сердца ваши?»
О чём здесь говорится?
Говорится о том, что мысли входят в сердце человека. Оказывается, эти мысли не принадлежат самому человеку, а входят в него извне.
Тогда кому они принадлежат?
Они не могут принадлежать Богу, иначе Господь бы не упрекал учеников за эти мысли. Они не принадлежат святым ангелам, которые всегда исполняют волю своего Творца и не могут говорить того, что ему не угодно. Да и от мыслей, которые вкладывают Господь или ангелы, не смущается сердце человека, напротив, тогда в сердце человека воцаряется мир.
Святые отцы говорят, что мысли, которые входят в нас и смущают наше сердце, исходят от падших духов, то есть они исходят от бесов.
Здесь говорится, что человек должен вести духовную борьбу, что он должен противостоять дьяволу.
Румынский старец Клеопа (Илие) говорит, что дьявол нападает на человека с восьми сторон.
Нападает сзади через воспоминание прежде содеянных грехов, чтобы посеять в нём смущение, печаль и уныние; или осквернить его, если вспоминаются прежде содеянные плотские грехи. Даже если человек покаялся в этих грехах, то дьявол всё равно может искушать его этим способом. Господь попускает это, как некую епитимью, которую необходимо потерпеть. Мы должны в этом случае полагаться на милосердие Божие, то есть, когда приходят такие мысли, говорить: «Всё, я покаялся в этих грехах, Господь меня простил, их больше нет».
Спереди дьявол нападает на человека, внушая ему страх перед будущим. Человек начинает переживать и думать, что будет с ним, что будет с миром и с ближними; особенно, если человек болеет, то он думает: «Как я буду дальше, что со мной будет в старости?» Или если болеют его ближние. Или он думает:«Что будет со мной, если меня уволят с работы, переведут на другое место служения, если пошатнется мой бизнес, как я буду кормить свою семью?»
Сверху дьявол нападает на человека, отводя его от делания добрых дел. Когда человек мог бы сделать доброе дело, но его не совершил. Например, мы видим просящего милостыню, но дьявол внушает, что нам некогда и мы проходим мимо; или мы хотели бы подать милостыню, но у нас нет с собой мелких денег, а дать крупную купюру жалко; или когда мы видим, что человек нуждается в помощи, мы могли бы ему помочь, но проходим мимо.
Снизу дьявол нападает на человека, производя в нем ревность не по разуму, когда он берёт большое молитвенное правило, налагает на себя посты, которые не соответствует его силам; или, когда он старается сразу быстро достигнуть духовного совершенства, не идет путем несения своего Креста, не желает с терпением в молитве предстоять невидимому Богу, а желает сразу Его увидеть, достигнуть сразу высоких духовных состояний, получить духовное утешение. Здесь дьявол искажает сам подвиг человека.
С левой стороны дьявол нападает на человека, когда человек сознательно грешит, когда он знает, что так делать нельзя, а всё равно идёт и делает.
А с правой стороны он нападает на человека, когда человек делает доброе дело, но с недобрым намерением и целью, когда дело делается по тщеславию; или человек преследует корыстные цели, например, чтобы о нём думали хорошо, к нему относились хорошо, любили его.
А изнутри дьявол нападает на человека через наши страсти, когда наши мысли соединяются с нашими страстями, и мы думаем и действуем по страсти. Искушает нас через наши греховные навыки, наши греховные привычки, а также использует особенности нашего характера.
Наконец, последнее искушение, которым искушает дьявол человека – это искушение извне, восьмое искушение, когда человек искушается через чувства, искушается тем, что он видит, слышит. В этом способе нападения дьявол особенно преуспел в наше время, потому что зачастую человек живёт не столько реальной жизнью, сколько живёт жизнью виртуальной, проводит много времени в интернете, потребляя большое количество информации и образов, которые питают егострасти, так через сеть дьявол в своих лапах крепко держит множество людей.
А способ борьбы со всеми этими искушениями один – это трезвение, то есть, когда человек внимательно относится к себе, к своей внутренней жизни, духовно собран, сосредоточен. Это то, что требуется от нас.
Но и этого нам недостаточно, потому что нам необходимо, чтобы нам помог Господь, поэтому мы должны часто обращаться к Богу с молитвой: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй меня грешного».
А Воскресший Христос всегда рядом, ждёт только, чтобы мы Ему дали возможность действовать в нашем сердце, тогда Он избавит нас от всех козней и сетей дьявола.
Аминь!
Иеромонах Ермоген (Рубан)
Новости по теме
Другие новости раздела
«Капустки», киноклуб и «живая история»: как прошли осенние праздники в воскресной школе
День Матери в воскресной школе имени святителя Гермогена Казанского Богородицкого монастыря прошел очень плодотворно. После тематических занятий, посвященных этому прекрасному празднику, был устроен творческий мастер-класс «Капустки»,
В праздник Казанской иконы Божией Матери в столице Татарстана прошли церковные торжества
4 ноября 2024 года, в праздник Казанской иконы Божией Матери и День народного единства, церковные торжества прошли в столице Республики Татарстан. Накануне, 3 ноября, в Казанском кафедральном соборе , построенном на месте явления
Популярные новости
«Капустки», киноклуб и «живая история»: как прошли осенние праздники в воскресной школе
День Матери в воскресной школе имени святителя Гермогена Казанского Богородицкого монастыря прошел очень плодотворно. После тематических занятий, посвященных этому прекрасному празднику, был устроен творческий мастер-класс «Капустки», ...