Новости монастыря

Митрополит Казанский и Свияжский Ефрем (1606-1613 гг.). Часть II

Митрополит Казанский и Свияжский Ефрем (1606-1613 гг.). Часть II
Автор: Марина АСТАХОВА

Публикуем вторую часть рассказа о митрополит Казанском и Свияжском Ефреме. Начало повествования здесь.

После гибели патриарха Ермогена митрополит Ефрем стал местоблюстителем патриаршего престола. После изгнания поляков из Москвы встал вопрос об избрании нового царя. Митрополит Ефрем руководил работой Великого Земского Собора, на котором 21 февраля 1613 года был избран новый царь – Михаил Федорович Романов. Именно митрополит Ефрем 11 июля 1613 года венчал его на царство и поучал нового царя охранять Православную Церковь, Русское государство, почитать чин духовный и любить свой народ. Помазав нового царя, митрополит закончил великое дело и тем самым исполнил свой священный долг.

Достойно пронеся свое архипастырское служение среди треволнений тяжелых политических, общественных и церковных нестроений, митрополит Ефрем скончался по пути из Москвы в Казань на второй день праздника Рождества Христова 26 декабря 1613 года.

Он был погребен не в кафедральном Благовещенском соборе, как казанские архиереи до него, а у алтаря собора Спасо-Преображенского монастыря, на том месте, где были обретены мощи святителей Гурия и Варсонофия, Казанских чудотворцев, рядом с преподобными иноками Ионой и Нектарием Казанскими. Здесь над захоронениями было построено небольшое сооружение, называемое в Казани «пещеркой».

Вопрос о почитании митрополита Ефрема был поднят в периодике Санкт-Петербурга и Казани в начале ХХ века. В 1913 году в честь 300-летия со дня кончины «во внимание к церковно-политической деятельности митрополита Ефрема и глубокому народному почитанию его в Казани» определением епархиального начальства было постановлено «ознаменовать юбилей особым церковным торжеством». Во всех церквах Казани и уездных городов совершалось заупокойное всенощное бдение, а в сельских церквях – заупокойная утреня, а 27 декабря заупокойная Литургия и после нее панихида. Были совершены крестные ходы из Казанского Богородицкого монастыря и из Благовещенского собора в Спасо-Преображенский монастырь. 14 мая 1915 года состоялась торжественная закладка часовни-памятника, превратившаяся в массовое празднество, ставшая своего рода кульминацией деятельности по возрождению почитания и увековечению памяти митрополита Ефрема в Казани. На площади императора Александра II перед Кремлем состоялся молебен с использованием напрестольного печатного Евангелия, принадлежавшего святителю Ефрему (получено им в подарок от царя Михаила Федоровича и передано в дар Благовещенскому собору).

Начавшиеся вскоре революционное лихолетье, гражданская война и коммунистический богоборческий террор смели часовню-памятник с лица земли вместе с монастырем. Могилы оказались под асфальтом. Имя митрополита Ефрема оказалось под спудом забвения.

13 сентября 1995 года по благословению архиепископа Казанского и Татарстанского Анастасия мощи митрополита Ефрема были обретены и положены в нижнем Сретенском храме Петропавловского собора.

Историк Русской Церкви митрополит Макарий (Булгаков) писал: «Местная Церковь давно сопричислила его к лику святых: в одной из древнейших церквей г. Казани и теперь имеется старинный образ митрополита Ефрема в иконописном стенном изображении. Над могилою приснопамятного святителя сооружена его икона…».

Почитание митрополита Ефрема восходит к XVII веку. В Никольской единоверческой церкви г. Казани до революции хранилась икона начала XVIII века, на которой святитель Ефрем «…равночестно предстоит образу Пресвятой Троицы вместе со св. Германом, архиепископом и священномучеником Казанским». Подпись на иконе была такая «Святый Ефрем, митрополит Казанский и чудотворец». В Государственном историческом музее сохранилась вышивка из Донского монастыря, предназначавшаяся для хоругви. Митрополит Ефрем с нимбом, его изображение окружено надписями: «Святитель Ефрем Казанский чудотворец», «На враги Креста Христова крепкий и необоримый оружник».

На странице епархиальной комиссии по канонизации святых (ссылка от 04.02.2015) указано, что «началась подготовка к официальной канонизации издавна почитаемых на Казанской земле подвижников веры и благочестия — святителя Ефрема, митрополита Казанского, и преподобных Ионы и Нектария Казанских. Их почитание, начавшееся в конце XVI — начале XVII века, и засвидетельствованное историками XIX столетия, возобновилось в Казани после обретения их честных мощей в 1995 году. За прошедшие 20 лет немало благочестивых казанцев и паломников прибегали к молитвенной помощи святых подвижников, получая по их ходатайству помощь от Бога, дивного во святых Своих… Для причтения угодника Божия к лику местночтимых святых необходимо, чтобы богоугодная жизнь праведника была засвидетельствована даром чудотворения по его кончине и народным почитанием. Поэтому просим всех, кто по молитвам к этим подвижникам получил исцеление от болезни или помощь в иных духовных и житейских нуждах, присылать письма с описанием своих случаев молитвенной помощи святителя Ефрема или преподобных Ионы и Нектария на электронный адрес комиссии по канонизации святых Казанской епархии: [email protected]. В письме необходимо указать свои фамилию, имя и отчество, дату рождения и адрес проживания». Очевидно недостаточно много верующих знают о митрополите Ефреме, а те, кто получил действенную помощь не спешат засвидетельствовать о ней…

100 лет тому назад историк И.М. Покровский в год 300-летия со дня кончины митрополита Ефрема писал: «будем надеяться, что спасенная двумя великими иерархами Святая Православная Русь, вознося свою молитву святому мученику святителю Ермогену, будет возносить их и к святителю Ефрему». 8 января 2020 года исполнится уже 406 лет со дня кончины митрополита, а в сентябре — 25 лет со дня обретения его мощей.

ТЕГИ:
Митрополит Ефрем Казанский
Община Казанского Богородицкого монастыря

Новости Татарстанской митрополии