Дневник дальнейших событий. Ефрем, митрополит Казанский и Свияжский. Часть V

Дневник дальнейших событий. Ефрем, митрополит Казанский и Свияжский. Часть V
Автор: Марина АСТАХОВА

Продолжение. Начало см. в «Митрополит Казанский и Свияжский Ефрем (1606-1613 гг.)»

Как я уже писала, материалы для канонизации митрополита Ефрема собираются. Однако, по информации руководителя комиссии по канонизации святых Татарстанской митрополии иерея Антония Ермошина, до сих пор нет письменных свидетельств о молитвенной помощи святителя, которые можно было бы проверить. Получившие помощь если и приходят, то оставляют в храме лишь устную информацию.

Увы, словесные свидетельства в Синодальную комиссию по канонизации святых не отправишь. Один из пунктов для подготовки местной канонизации (тем более общецерковной), указанный на сайте комиссии требует: «документы, свидетельствующие о почитании праведника в наше время, о прижизненных и посмертных чудесах и молитвенной помощи по его предстательству; при этом епархиальным комиссиям необходимо обратить внимание на то, что случаи исцелений по молитвам подвижника должны быть убедительным образом документированы (к медицинским справкам необходимо прикладывать печатные расшифровки)».

Пытаясь выяснить об устных свидетельствах о молитвенной помощи святителя Ефрема, я была направлена к протоиерею Владимиру Мухину. Он в свое время занимался сбором материалов о митрополите. Осталось найти время и съездить к отцу Владимиру. Господь не стал ждать, пока я медлю в поисках времени, и уже 12 октября, неожиданно для меня, направил «мои стопы» в Аметьево. Так, тихим субботним вечером я оказалась в уютном, теплом храме-часовне Матроны Московской. Тепло в храме исходило не от батарей отопления, а от царившей там атмосферы, от ощущения, что попала в добрую и дружную семью во главе с отцом Владимиром. Во всенощном бдении участвовали все прихожане, вместе пели некоторые молитвословия, поочередно читали шестопсалмие, часы. Бодрые и звонкие возгласы батюшки на ектеньях добавляли праздничного настроения, служба-то воскресная, малая Пасха, Христос воскресе!

На следующий день была назначена наша встреча. В храме-часовне царила предпраздничная атмосфера. Добросердечные прихожанки хлопотали, с любовью украшая храм к празднику Покрова Пресвятой Богородицы.

В ходе нашей беседы отец Владимир рассказал о своем очерке, посвященном митрополиту Ефрему. В то время, когда отец Игорь с коллегами участвовали в раскопках на территории «пещерки» Спасо-Преображенского монастыря, отец Владимир по благословению владыки Анастасия проводил библиотечные «раскопки».

Обсуждая тему о восстановлении в памяти народа имени незаслуженно забытого митрополита, отец Владимир с горечью отметил, что в наши дни мало кто может вспомнить имена всех прославленных Казанских святых, не говоря уже о знании их подвигов и почитании. В таких обстоятельствах не приходится удивляться тому, что забыто имя святителя Ефрема – ходатая за землю Русскую и за всех нас.

Констатацией факта ситуацию не исправить. Если каждый из нас хоть немного потрудится узнать и другим рассказать, то на праздниках Казанских святых будет не меньше людей, чем в дни памяти святых преподобных Сергия Радонежского, Серафима Саровского, праведной Матроны Московской.

Прославление и почитание святых угодников нужно не Богу, не святым, а нам самим. За нас они ходатайствуют пред престолом Божиим, своей жизнью и подвигами являются для нас примером.

На мою просьбу рассказать о свидетельствах молитвенной помощи митрополита Ефрема, батюшка привел такой случай:

В бытность его клириком Петропавловского собора к нему обратилась женщина (из кряшенов) с просьбой отслужить благодарственный молебен у раки с мощами святителя Ефрема. Она, долгое время безуспешно обивая пороги государственных органов в решении какого-то жилищного вопроса, в отчаянии пришла в Сретенский храм, ранее занимаемый кряшенской общиной, и все документы сложила на раку святителя, пожаловавшись и испросивши молитвенной помощи. Вскоре, по милости Божией и по молитвам святителя Ефрема, вопрос разрешился. Радостная, она пришла в храм поблагодарить Господа и своего просителя митрополита Ефрема. Однако, никакого письменного свидетельства не оставила. Клирикам Петропавловского собора известны и другие случаи молитвенной помощи, но информация о них носит лишь устный характер.

Отец Владимир и до меня знал о существовании известной нам иконы. Кроме того, он сообщил, что в алтаре Покровской церкви Никольского собора есть старинный образ «Собор Казанских святых», в числе которых изображен, и святитель Ефрем. Также, в свое время, в Софрино была выпущена икона Казанских святых с представленным на ней святителем. Поэтому, речь могла бы идти не о процедуре канонизации, а о возможности восстановления имени митрополита Ефрема в Святцах, как прежде почитаемого святого. Но такие вопросы могут решаться только на уровне правящего архиерея при взаимодействии с Синодальной комиссией по канонизации святых Московского Патриархата Русской Православной Церкви.

На распространение буклета о святителе Ефреме в храмах Казанской епархии необходимо благословение митрополита Феофана. Может быть для начала донести информацию до викария Казанской епархии – епископа Елабужского Иннокентия? Из храма я вышла озадаченная вопросом: «Как попасть к владыке Иннокентию?» ...

16 октября, накануне праздника Собора Казанских святых, после работы я поспешила на всенощную. Было радостно услышать в песнопениях краткую историю подвигов наших святых, небесных заступников «земли Казанстей».

Низкий поклон схимонахине Игнатии, составившей в 1991 году текст праздничной службы. В миру Валентина Ильинична Пузик, 1903 года рождения, доктор биологических наук, ученый фтизиатр, профессор. Интересен тот факт, что в 1928 году Валентина Ильинична приняла тайный постриг в рясофор с именем Варсонофия в честь святителя Варсонофия Казанского. После окончания трудовой деятельности в 1974 году она полностью посвятила себя монашескому деланию и с начала 1980-х годов занималась гимнографическим творчеством. Часть созданных ею праздничных служб вошли в богослужебный обиход Русской Православной Церкви, в том числе и служба Собору Казанских святых. Матушка Игнатия почила 29 августа 2004 года на 102 году жизни и похоронена на Ваганьковском кладбище в Москве.

Особенно радостно было услышать в тексте канона:

«Исповедников имени Христова, прежде просвещения земли Казанския и по просвещении ея, святых всех возвеличим: святителей Гурия, Варсонофия, Германа, Ефрема и Епифания преславных, святых мучеников Авраамия, Иоанна, Петра, Стефана, Феодора, Бориса, Иакова, Сильвана и яже с ними, души своя за Христа положивших, таже преподобных Иону и Нектария с Гавриилом, вкупе пред престолом Божиим предстоящих, и всех святых, подвиги своя в земли Казанской совершивших и за ны Богу молящихся»;

«Молим вы, святителие Христовы Казанския страны: Ефреме и Епифание, да вашими святыми молитвами подаст Господь миру умирение»;

«Подвижники земли Казанския, преподобнии Ефреме и Епифание преславнии, подвиги вашими к Богу взыдоста, ты же, преподобне Гаврииле, Седмиезерская похвало, молитвенник изрядный явися, и помощник в скорбех людем твоим».

Именно при написании этой заметки я узнала, что данная служба была составлена в 1991 году. Позднее, в 2016 году, службу отредактировали, и исключили оттуда имена:

  • преподобных Ионы и Нектария Казанских;
  • святителя Ефрема, митрополита Казанского и Свияжского;
  • архиепископа Епифания Иерусалимского;
  • мученика Феодора Болгарского;
  • казанских мучеников Бориса, Сильвана, Иакова, Феодора, Василия и др.

Исключение сопровождалось следующим комментарием: «Включение их в местные Святцы было признано ошибочным, поскольку они никогда не были официально канонизированы, ни на общецерковном, ни на местном уровне, а посему их почитание как канонизированных святых и совершение в их честь богослужений (кроме заупокойных) отныне не благословляется». Позднее, преподобных Иону и Нектария Казанских «вернули» в лик местночтимых святых, но в новой редакции канона они не упоминаются.

Однако, в истории Церкви известен и другой случай, произошедший в Псково-Печерской обители несколько сотен лет назад:

Преподобномученик Корнилий, игумен Псково-Печерского монастыря (1529-1570), в свое время усомнился в верности записи в Синодик имени преподобного Марка. Никаких письменных свидетельств о его подвигах не было, поэтому, не зная точно, приказал изгладить имя его из Синодика «...мня себе, яко неправедно написано бысть». Внезапно преподобный Корнилий был поражен болезнью – слепотой и «бысть в недоумении и скорби велицей». Он известился духом о причине болезни и велел нести себя ко гробу старца (у него также отнялись руки и ноги). Здесь, испросив себе прощение, вышел здоровым из храма «никим не водим». После этого преподобномученик Корнилий «повеле Марку в Синодике быти».

Без сомнения, и в этот раз, Господь Вседержитель управит все так, как Ему будет угодно, и тогда, когда Ему будет угодно!

После службы мы «случайно» вышли вместе с клириком храма и по дороге обсуждали, что на службе было мало прихожан. День памяти наших родных святых, а почтить их пришли единицы. Равно, как и 8 октября в день перенесения мощей святителя Германа Казанского, в Иоанно-Предтеченском монастыре, где почивают его мощи, на всенощной было всего 4 человека!

Я стала рассказывать моему собеседнику о митрополите Ефреме и выразила сомнение: «Кому-то, вообще, нужно возобновление памяти о нем и его почитание? Если «официально канонизированных святых» мало кто знает и почитает, то что говорить о тех, кто не прошел «процедуру» канонизации». Тут мой собеседник неожиданно сказал, что знает и почитает святителя Ефрема. Более того, у него дома есть частица мощей митрополита, которую ему пожертвовали после проведения раскопок в «пещерке» и обнаружения захоронений! Вот так встреча, вот так новость! Не устаю восклицать – «Дивны дела Твоя, Господи!»

По дороге домой я находилась под впечатлением от еще одной «неслучайной встречи». Остановившись, я взяла телефон и открыла мессенджер WhatsApp, чтобы отправить поздравления близким и друзьям с праздником всех Казанских святых. Разместила в группах ссылку на сайт митрополии с заметкой об их подвигах, пожелала не оставлять «без работы» - прибегать к молитвенной помощи святых, наших земляков. И вдруг, в одной из групп, увидела объявление: «Завтра, 17 октября в 18.30 состоится встреча православной молодежи Казани с владыкой Иннокентием, викарием Казанской епархии, епископом Елабужским». Было предложено подготовить вопросы. Невероятно! Сам Господь молитвами митрополита Ефрема и всех Казанских святых устраивает эту встречу. Мне же нужно было с ним встретиться – вот, пожалуйста. Не я действую, а Господь все устраивает! Слава Богу!

Продолжение следует.

 

 

 

ТЕГИ:
Митрополит Ефрем Казанский