Новости монастыря

Дневник дальнейших событий. Митрополит Ефрем. Часть XII

Дневник дальнейших событий. Митрополит Ефрем. Часть XII
Автор: Марина АСТАХОВА

Продолжение. Начало см. часть I, часть II, часть III, часть IV, часть V, часть VI, часть VII, часть VIII, часть IX, часть X, часть XI.

3 декабря благодаря социальным сетям мне удалось разыскать сестру Жанны Рудольфовны Алфеевой. В ответ пришло сообщение: «Жанна передает Вам огромный привет). К сожалению, она уже подробности не помнит, надеется, что в ее отчете была полная информация. Желает удачи от всего сердца!». Жаль, надежды увидеть фотографии не осталось, так как во времена раскопок цифровых носителей еще не было и только с негативов можно было напечатать копии.

Тем временем, буклеты о святителе Ефреме в Сретенском храме народ потихоньку разбирал. Чтобы верующие имели возможность давать «обратную связь», 6 декабря, в праздник святого благоверного князя Александра Невского, я написала отцу Антонию Ермошину, испросив благословение на размещение в храме книги сбора свидетельств о молитвенной помощи митрополита. Слава Богу, разрешение было получено, теперь предстояло подготовить оформление книги…

10 декабря в «Славянку» был направлен запрос, уточняющий судьбу статьи, ведь приближался день памяти святителя – 8 января, и было бы хорошо, если к этой дате вышла «информационная поддержка». Снова не получив ответа, решила, что статья не заинтересовала, а «рукописи не рецензируются…».

Во второй части заметок было упомянуто о Евангелии, принадлежавшему святителю Ефрему. Я знала, что эта реликвия сохранилась до наших дней в Национальном музее РТ и пыталась найти информацию. Благодаря подруге-социологу (сколько мне Господь помощников посылает!) 10 декабря у меня на почте оказалась статья «Ефремово Евангелие» из журнала «Родина» за 2005 год. В ней автор - Светлана Юрьевна Измайлова – заместитель директора Национального музея РТ по научной работе, заслуженный работник культуры РТ рассказывает:

«Вот уже многие десятилетия в коллекции рукописных и старопечатных книг Национального музея Татарстана хранится уникальный экземпляр православного книжного искусства — Евангелие XVII века. Оно поступило в музейное собрание в 1920-е годы, когда повсеместно закрывались малые и большие храмы.

После закрытия Кафедрального Благовещенского собора в 1918 году…в число музейных поступлений вошло и…Ефремово Евангелие. Название пошло от вкладной надписи на последних страницах книги: «При державе государя и великого князя Михаила Федоровича всея Руси самодержца. Дал вклад в дом Пречистыя Богородицы в соборе в Казани чеснаго и славного Ея благовещения сию книгу глаголемую Евангелие напрестольное смиренном Ефрем(ом) митрополит Казанский и Свияжский души своей в вековечный поминок. Лета 7122 (1613) от него же и взведен ... на гдрство (государство) царствия царя и великий княз(ья) Михаил Федорович Всея Руси ... труды и тщащением еще прописася сие Евангелие Казанского и Свияжского златом и кваны г(осу)д(а)р(е)ва Парфеном ... по ресу Богдана Перфирьева с(ы)на ...».

Сама книга является уникальным памятником русского печатного и оформительского искусства и связана с именем замечательного мастера, одного из первопечатников России — Онисима Михайловича Радишевского. Оклад книги…украшают по углам и в центре обычные чеканные серебряные дробницы — на четырех наугольниках изображены сидящие евангелисты, на средник дано изображение образа Христа. Сам текст и все украшения выполнены типографским способом, но заглавные буквы и заставки расписаны вручную очень изящно и тщательно, украшены растительным орнаментом. Однако главное отличие этого Евангелия от других — красота и изящество цветных миниатюр и орнаментов, выполненных поверх печатного контура разноцветными красками.

Сохранилось имя мастера, который создал на страницах книги удивительно яркие и гармоничные цветочные миниатюры и образы евангелистов — Парфений. Он выбрал шесть цветов красок…Кроме красок, для узоров им были использованы твореные золото и серебро, что почти не встречается в книжном оформлении этого времени. Именно золото и серебро придают иллюстрациям свежесть и яркость красок, несмотря на прошедшие века…

В связи с наличием вкладной надписи и восхитительными художественными достоинствами книги существуют предположения, что это Евангелие могли специально подготовить к коронации Михаила Романова или расписать и поднести митрополиту Ефрему…можно предположить, что по распоряжению митрополита Ефрема, понимавшего значимость участия в венчании нового правителя на российский трон и изумительную, художественную красоту Евангелия, была сделана эта вкладная надпись. Все это делает Евангелие не просто уникальным шедевром российского книжного дела, но и свидетелем важнейшей вехи в истории российской государственности — становления новой династии».

В статье приведено удивительной красоты изображение одной из страниц Евангелия, но очень хотелось бы увидеть его своими глазами в Национальном музее РТ…

13 декабря силами помощников, которых мне Господь послал, макет обложки и памятки по заполнению книги свидетельств был готов, и я отправилась в Петропавловских собор, чтобы согласовать его с отцом Антонием. По традиции, в пятницу вечером служился акафист святой праведной Матроне Московской. Перед чтением Евангелия диакон возгласил прокимен (стих): «Открый очи мои, и уразумею чудеса от закона твоего». Этот стих из 118 псалма мы добавили в книгу сбора свидетельств о молитвенной помощи митрополита Ефрема.

18 декабря был рабочий, но вдвойне праздничный день – день кончины святителя Гурия и архиепископа Казанского и Чистопольского Сергия (Королева), возглавлявшего епархию с 1950 по 1952 год. И покоятся святители рядом – могила архиепископа Сергия находится за алтарем храма Ярославских Чудотворцев, куда после закрытия Богородицкого монастыря в 1929 году были перенесены мощи первосвятителя Гурия. Жаль, что в этот день в храме Ярославских Чудотворцев не было ранней Литургии, чтобы те, кто работает, могли присоединиться к празднику и почтить память тружеников Божиих.

О владыке Сергии силами сотрудников информационного отдела Казанской епархии был снят отличный фильм-биография «Архиепископ Сергий (Королев). Жизнь Неба на земле». Он повествует о жизни и служении архиепископа.

Владыка Сергий оставил после себя много трудов по основам духовной жизни, в том числе: «Духовная жизнь в миру». Именно на этом поприще (мирские будни), считал владыка, происходит самая ожесточенная духовная борьба и одерживаются победы едва ли не самые значительные. Тот подвиг, который нам кажется призрачно малым и даже незаметным, оказывается огромным и требующим отваги, способным многое изменить для общего блага людей. Именно во взаимоотношениях людей, проявляется то главное, к чему призван человек. «Общительность есть дарование Божие, а из необщительного сделать себя общительным ради пополнения своей скудости есть подвиг». Общаясь, мы и сами раскрываем свою индивидуальность, и в то же время обогащаемся индивидуальностью других. Однако часто из-за своей греховности люди обращают внимание лишь на какие-то случайные, негативные черты у других. Но эти черты действительно являются второстепенными, не главными в людях, а главное ― то, что от Бога. «В каждом сердце нужно искать клад», – учил владыка Сергий. Только тогда люди и смогут стать единым целым, членами Тела Христова, и будут счастливы уже здесь, на земле.

Вот уже много лет «идет работа по подготовке материалов для канонизации» архиепископа Сергия (Королева). А пока, множество его почитателей приходят к владыке на Арское кладбище, он всех радостно встречает, улыбаясь с фотографии, и «никтоже от него тощь и неутешен отыде».

19 декабря, в день памяти святителя Николая, в поисковой системе я нашла название статьи, опубликованной в 2018 году в журнале «Богословский вестник» Московской Духовной Академии - «Местоблюститель патриаршего престола митрополит Казанский и Свияжский Ефрем и пути Русской церкви в Смутное время». Автором статьи значился Веретенников Макарий. Благодаря все той же подруге-социологу получила по почте «привет от митрополита» - полный текст статьи Архимандрита (!) Макария (Веретенникова). В аннотации было написано: «В статье раскрывается в историческом ключе образ митрополита Казанского и Свияжского Ефрема. Рассказ о нем тесно переплетен с изложением событий Смутного времени. Митрополит Ефрем явился последователем священномученика Гермогена в крепкой защите Православия и любви к Родине. Малый период его местоблюстительства вместил в себя очень важные для государства решения и дела. СТАТЬЯ ПРИЗВАНА ПРОБУДИТЬ БОЛЕЕ ГЛУБОКИЙ ИНТЕРЕС К ЛИЧНОСТИ МИТРОПОЛИТА ЕФРЕМА КАК У УЧЕНЫХ, ТАК И У ШИРОКОЙ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ АУДИТОРИИ».

Оказалось, что архимандрит Макарий (Веретенников) – насельник Троицко-Сергиевой Лавры, профессор Московской Духовной Академии, доктор церковной истории, член Синодальной богослужебной комиссии. Как указано на сайте Лавры, он «внес большой вклад в исследование Российской истории, а именно - истории Русской Церкви периода XVI века…».

Было радостно узнать, что и «в Москве» делаются попытки вернуть из забвения имя митрополита Казанского и Свияжского Ефрема.

20 декабря в Сретенском храме Петропавловского собора была размещена книга сбора свидетельств. Осталось дело за «малым» - чтобы получившие помощь Божию по молитвам митрополита Ефрема засвидетельствовали о ней письменно. В Евангелии от Луки в притче про 10 исцеленных прокаженных Господь сказал: «не десять ли очистились? где же девять? как они не возвратились воздать славу Богу, кроме сего иноплеменника?» Очень хотелось бы, что «возвратились» все, тогда, возможно через некоторое время станет возможным прославление митрополита Ефрема в лике святых…

   

21 декабря некоторое количество буклетов было направлено с паломниками в монастыри Чувашии. Было радостно получить фотографии памятников святителей Гурия и Германа, установленных в Свято-Троицком монастыре в Чебоксарах. Святитель Гурий почитается как духовный основатель Чебоксар, а в молитве на освящение памятника святителю Герману приведены такие слова: «в честь и память святителя Германа архиепископа Казанского, богомудрого обители сея основателя, духовного иночествующих вождя, примером Христоподражательной жизни своея всех верных и в жизни, и по кончине своей наставляющего… в утешение всем благодарно чтущим славное житие его и в благоугодное назидание подвигу его всем подражати тщащимся».

Слава Богу, располагающему сердца и исправляющему дела наших рук, 24 декабря сотрудники Аппарата Президента РТ, ответственные за организацию и подготовку материалов Форума православной общественности, Александр и Анна поделились со мной контактами искусствоведа Марии Александровны Маханько.

В своем исследовании 2009 года она отмечала, что «единственным источником для стилистического и иконографического анализа остается черно-белая репродукция фрагмента иконы, использовавшаяся в публикациях о святителе Ефреме в начале XX в. На ней представлено иконописное изображение святителя, находящееся в окладе…Фигура небольшого размера окружена рельефной аркой, деталью металлического оклада. Под дугой этой арки располагается процарапанная надпись в несколько строк: СТЫЕ ЕФРЕМ; последующие строки плохо читаются. Видимо, именно эта надпись и служила основанием для идентификации изображения святителя как Ефрема митрополита Казанского и Свияжского. Надпись сделана не традиционным образом – не на фоне по сторонам изображения, не на накладных пластинках, не на нимбе. Она несет отпечаток личного убеждения, веры её автора в то, что это – образ святителя Ефрема Казанского чудотворца. Время появления надписи можно определить лишь предположительно. Судя по деталям оклада…его создание может быть отнесено к середине-второй половине XVIII в. Мелкие черты лика и детали фигуры, тонкая манера письма и обильное узорочье следуют традициям древнерусского иконописания первой половины-середины XVII в.

Другие изображения святителя Ефрема располагались рядом с местом его погребения в Казанском Спасо-Преображенском монастыре – в так называемой «пещёрке» за алтарем собора. Икона с изображением казанских угодников в том числе святителя Ефрема находилась на западной стороне «пещёрки», но была утрачена в 1870-е гг.

В работе наиболее ранние исторические изображения святителя Ефрема - рисунки, сопровождавшие «Книгу об избрании на царство Михаила Федоровича». Это произведение было создано в Москве в 1673 г. в Посольском приказе (Министерстве иностранных дел того времени). «На всех рисунках святитель Ефрем представлен благообразным старцем, с длинными прядями волос, спадающими на плечи, короткой бородой, в узорчатой фелони, митре с «городками» - дробницами, украшающими тулью шапки, омофоре, подризнике, поручах.» В исследовании проведен искусствоведческий анализ вышивки для хоругви с изображением митрополита Ефрема, происходящей из московского Донского монастыря. Подводя итог своего исследования Мария Александровна заключает: «Несомненно одно: личность святителя Ефрема в преддверии самой главной в истории России Смуты приобрела особое значение для русского общества, что и определило его церковное прославление и формирование иконографии».

На сей раз, не откладывая, я написала ей сообщение, в котором рассказала о иконе митрополита Ефрема, которую принесли на реставрацию в 2012 году, и о иконе Собора Казанских святых, на котором изображен святитель.

Мария Александровна ответила незамедлительно. Оказывается, ее казанская коллега, консультировавшая реставратора иконы в 2012 году, направляла фотографии, и она знает о существовании иконы. Очень обрадовали ее слова: «Я продолжаю интересоваться святителем Ефремом, будет публикация в сборнике Рублевского музея по материалам круглого стола о Соборах святых. И есть еще неопубликованная информация. Есть новые варианты изображений святителя, но они еще не изучены…».

 

Продолжение следует

 

 

 

ТЕГИ:
Митрополит Ефрем Казанский
История Казанской епархии

Новости Татарстанской митрополии