Новости монастыря

Дневник дальнейших событий. Митрополит Ефрем. Часть X

Дневник дальнейших событий. Митрополит Ефрем. Часть X
Автор: Марина АСТАХОВА

Продолжение. Начало см. часть I, часть II, часть III, часть IV, часть V, часть VI, часть VII, часть VIII, часть IX.

В один из дней, читая новости на сайте митрополии, я увидела объявление о том, что 22 ноября состоится Форум православной общественности Республики Татарстан. «Форум призван способствовать дальнейшему развитию православной жизни в Татарстане, решению актуальных вопросов государственно-религиозного и межрелигиозного взаимодействия, восстановления исторических и строительства новых культовых объектов, развития религиозного образования, православной культуры и социального служения, укреплению мира и согласия в обществе».

Лучше площадки для освящения вопроса о восстановлении памяти митрополита Ефрема и не придумаешь, но на календаре уже началась 2-я декада ноября, а новость на сайте от 31.10.2019 гласила о том, что «в здании Аппарата Президента Республики Татарстан в Казанском кремле прошло итоговое рабочее совещание, посвященное вопросам подготовки к IV Форуму православной общественности РТ». Было очевидно, что слишком поздно, но попытку нужно было предпринять.

Я позвонила в митрополию, изложила суть вопроса, мне обещали через некоторое время ответить. В дополнение к разговору направила проект доклада с кратким сопроводительным письмом, в надежде, что если не на форуме, то, по крайней мере, в митрополии тема восстановления памяти святителя Ефрема будет «лишний раз» обозначена.

Через некоторое время из приемной владыки Феофана ответили, что действительно слишком поздно, что список докладов уже согласован, но выразили слова поддержки и пригласили принять участие в следующем форуме, заранее подав заявку и подготовив необходимые материалы. Что ж, вектор получен, Бог дает время хорошо подготовиться. Было бы здорово попасть на нынешний форум в качестве слушателя, чтобы узнать о формате выступлений, но на мою просьбу об этом, в канцелярии сообщили, что списки приглашенных также уже согласованы в Аппарате Президента.

Изучая темы докладов форума, я увидела среди участников секции «Чудотворный Казанский образ Богородицы в судьбах России и мировой цивилизации» знакомое имя – Мария Александровна Маханько, кандидат искусствоведения, старший редактор редакции Церковного искусства и археологии Церковно-научного центра «Православная энциклопедия». Господи помилуй! Она-то ведь мне и нужна! Подумала, что надо будет отпроситься с работы и поехать в недавно открывшийся на Большой Красной, 10 Музей Казанской иконы Божией Матери, где будет проходить работа секции.

Тем временем, попытки найти в интернете руководителя раскопок «пещерки» Спасо-Преображенского монастыря Алфееву Жанну Рудольфовну (возможно, у нее сохранились видеоматериалы и фотографии с места раскопок, и она знает о местонахождении креста- мощевика) были безрезультатны. И поисковые системы, и социальные сети партизански молчали. Тут я вспомнила о своей подруге Гузель – ученом-социологе, преподавателе университета. Возможно, согласно профессионально близкой ей социологической теории 6-ти рукопожатий, среди ее знакомых в научных кругах найдутся люди, знающие Жанну Рудольфовну.

Слава Богу, я не ошиблась – 14 ноября пришло сообщение от директора Археологического музея Института международных отношений КФУ Фарида Ахметгалина – коллеги Алфеевой Ж.Р. о том, что примерно в 1996 году она уехала из России и теперь живет заграницей, что ее аккаунт в Facebook очевидно был удален, и связаться с ней он не может. Но главное, что он сообщил ее правильную фамилию, в книге «Казанский Кремль» была опечатка – «Алферова». Также Фарид Альбертович высказал предположение, что находки «вероятно хранятся в фондохранилище музея-заповедника Казанский Кремль или в фондах музея археологии института археологии им. Халикова АН РТ», и что «может быть Александр Журавский вел видеосъемку». Посоветовал обратиться в институт археологии, отправив письмо на имя директора Ситдикова А.Г.

Это стало еще одним подтверждением правильности направления, но институт археологии пока молчал. А Александра Журавского, несмотря на то, что это уже было 3-е упоминание о нем после о. Владимира Мухина, и о. Игоря, я разыскивать не спешила, так как знала, что он «в Москве».

С целью более широкого распространения информации о митрополите Ефреме мне порекомендовали направить материал в женский православный журнал «Славянка». Я это сделала, но с большим скепсисом, потому что историко-публицистическое содержание подготовленной статьи не совпадает с «форматом» женского журнала. Но Господу все возможно, поэтому запаслась терпением.

В телефонном справочнике Казани нашелся старый домашний адрес и телефон Алфеевой Ж.Р., а также 2 контакта ее родных. Оставалось «отработать» эту информацию… Неслучайно в детстве мне нравилось читать про Шерлока Холмса.

Наступила череда праздников. 19 ноября – день памяти святителя Германа, архиепископа Казанского и Свияжского. Отступив немного от темы, расскажу вкратце об одном моем путешествии.

Однажды, в августе 2018 года, в поезде между Брянском и Калугой по дороге в Оптину пустынь попутчик рассказал мне о «забытом городе, в котором много старинных храмов и богатая православная история». С удивлением впервые услышала название города – Старица. По возвращении из поездки, в интернете я посмотрела фотографии, прочитала немного о городе и подумала, что «может быть», «когда-нибудь» там побываю… В марте 2019 года мне понадобилось поехать на мероприятие в Москву. А поскольку хотелось совместить поездку с душеполезным, то необходимо было проработать дальнейший маршрут. И тут мне вспомнилась Старица. Оказалось, что она находится «как раз по пути». Я стала изучать достопримечательности города, Старицкие святыни и на паломническом сайте в разделе «Святые и подвижники» с удивлением обнаружила ссылку: «Святитель Герман Казанский». «При чем тут наш Герман?» Читала и улыбалась: оказалось, что Старица – родина святителя Германа, и, будто сам владыка, зная о моем «сокрушении», что мало знаю о «своих» святых, приглашал меня в гости в дорогие ему места.

Мартовским морозным утром, на рассвете я оказалась у стен Старицкого Свято-Успенского мужского монастыря. В 1550 году братия этого монастыря, узнав о подвижнической жизни и духовной мудрости их земляка Германа, в то время подвизавшегося под руководством будущего святителя Гурия в Иосифо-Волоцкой обители, избрали его в настоятели.

В Успенском соборе вместе с Патриархом Иовом, святителем Арсением Тверским и святой блаженной старицей Пелагеей меня встречали святитель Герман и Патриарх Ермоген. Их святой образ – одна из центральных икон в иконостасе. Так радостно было за 1000 км от дома увидеть «родных» святых.

После великопостной службы я спустилась в усыпальницу святителя Иова – 1-го Патриарха Всея Руси, подвижника и страдальца за Русскую землю. В Смутное время он первым возглавил борьбу с польско-литовскими захватчиками, рассылая по городам грамоты с призывом к защите веры и Отечества, предал анафеме Лжедмитрия I и поддерживающих его изменников, а после того, как Москва была сдана самозванцу и полякам, был низложен и сослан в Успенский Старицкий монастырь, где ранее он начинал свой иноческий путь.

Каково было мое удивление, когда я прочитала на стене выдержку из надписи на доске его гробницы. Оказывается будущий патриарх был «отдан в монастырь Старицкий Успения Божия Матери Архимандриту Герману, от него научен чтению и слову Божию, во оном же монастыре пострижен в монашество тем же Архимандритом и посвящен во иеромонаха»…То есть наш святитель Герман был учителем святого патриарха Иова, при котором впоследствии в 1595 году были прославлены Казанские первосвятители Гурий и Варсонофий. Да, плохо я знаю историю…

Божией милостью та поездка по маршруту Казань-Москва-Псков-Печоры-Санкт-Петербург-Старица-Тверь-Казань благополучно завершилась. Прошло всего полгода, и Господь дал мне возможность историю подучить…

В 1555 году святитель Герман был назначен архимандритом еще не открытого Свияжского Успенского монастыря, который стал крупным миссионерским центром. В нем приняли крещение тысячи местных жителей. В отличие от миссионерской практики последующих столетий, при святителе Германе крещение не рассматривалось как формальный акт. Перед его принятием будущие православные подолгу жили в монастыре на полном обеспечении, участвовали в службах и проходили катехизацию. В Казани архимандрит Герман выстроил подворье Свияжского монастыря, оно упоминается в Писцовой книге 1565 года, к концу XVI века это подворье стало самостоятельным Иоанно-Предтеченским монастырем.

…На вечерней праздничной службе святителя Германа в Иоанно-Предтеченском монастыре «празднолюбцев» можно было пересчитать по пальцам. Странно как-то – у соседей в Чебоксарах в Свято-Троицком мужском монастыре в бронзе увековечили память о первосвятителях Германе и Гурии, а у нас, имеющих раки с мощами угодников Божиих, даже в дни памяти около них немноголюдно.

20 ноября в день памяти священномученика Кирилла, митрополита Казанского и Свияжского, слава Богу, храм на ул. Чистопольской был полон. Участники праздника молитвенно внимали песнопениям богослужения:

«…Я́коже со́лнце светоза́рное, возсия́ дне́сь па́мять твоя́ святи́телю и испове́дниче, Кири́лле, луча́ми благода́ти озаря́я ве́рных сердца́, к прославле́нию ди́внаго во святы́х свои́х Бо́га, дарова́вшаго тебе́ кре́пость во испове́дании и терпе́ние в ско́рбех, не премолчи́ о на́с, уго́дниче Христо́в, и изба́ви на́с от вся́каго зла́, Це́рковь Ру́сскую сохрани́ от раздо́ров и нестрое́ний, ми́р ми́рови испроси́ и душа́м на́шим ве́лию ми́лость»...

Забегая вперед, скажу, что позднее, в январе 2020 года в ходе дальнейших поисков информации, я узнала о книге, вышедшей в 2004 году «Во имя правды и достоинства Церкви. Жизнеописание и труды священномученика Кирилла Казанского». Автором ее является Александр Журавский, проделавший титанический исследовательский труд «об одном из наиболее выдающихся архиереев минувшего столетия, столпе Русской Церкви ХХ века».

21 ноября, в день чествования Собора Архистратига Божия Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных, Господь прислал подарок – пришел долгожданный ответ из института археологии им. А.Х. Халикова.

Айрат Габитович, директор института, послал мне в помощь не просто археолога, а Андрея Сергеевича Старкова – человека, последние несколько лет посвятившего себя археологическими изысканиями на территории Казанского Богородицкого монастыря! Без предстательства Пресвятой Богородицы здесь точно не обошлось! Матерь Божия посылает нам Своего работника, чтобы не только помочь в «деле митрополита Ефрема», но и поведать его устами о истории нашей святой обители. Научные труды по археологии – заложники библиотек, фондохранилищ, а живой рассказ участника работ позволит слушателям и читателям – не ученым, не историкам, прикоснуться к прошлому, возобновить живую память… На 10 утра 27 ноября была назначена наша встреча с Андреем Сергеевичем в Казанском Богородицком монастыре.

22 ноября, в день проведения Форума православной общественности, увы моя «программа» дала сбой. Поскольку вход участников был по утвержденным спискам, да и рабочий день никто не отменял, то вместо того, чтобы поехать в Музей Казанской иконы и встретиться с Марией Александровной Маханько (без сомнения Господь бы открыл мне вход на мероприятие), я отправилась на работу. Теперь придется проводить «работу над ошибками»… 26 ноября я позвонила в митрополию, чтобы спросить у организаторов форума ее электронный адрес. Там пообещали помочь …

 

Продолжение следует...

 

 

 

ТЕГИ:
Митрополит Ефрем Казанский
История Казанской епархии

Новости Татарстанской митрополии