Новости монастыря

Дневник дальнейших событий. Митрополит Ефрем. Часть XI

Дневник дальнейших событий. Митрополит Ефрем. Часть XI
Автор: Марина АСТАХОВА

Продолжение. Начало см. часть I, часть II, часть III, часть IV, часть V, часть VI, часть VII, часть VIII, часть IX, часть X.

27 ноября после Литургии состоялась встреча с Андреем Сергеевичем. Он пришел на встречу не с «пустыми руками», а принес подарок от директора и всего Института археологии – «Отчет об археологических работах на территории бывшего Спасо-Преображенского монастыря. Раскоп №8». Это первый научный исторический документ в моем неисторическом изыскании. Щедр и милостив Господь!

Во время разговора мне приходилось прикладывать усилия, чтобы сфокусировать внимание на собеседнике: пальцы непроизвольно перебирали страницы отчета, глаза то и дело пытались высмотреть что-то важное и интересное, сознание занимали мысли о содержимом. Тем не менее, мы пробеседовали целый час. Вновь к радости добавилась забота о том, как справиться с возрастающим объемом информации.

Как я и предполагала, Андрей Сергеевич поделился информацией и соображениями не только о Кремлевских раскопках 25-ти летней давности, но и поведал о том, сколько всего интересного было обнаружено в ходе археологических работ на территории нашего Богородицкого монастыря, материалов – на целый музей!

Может когда-то и у нас в Казани будет открыт музей истории Казанской епархии. Подобные музеи уже есть в Санкт-Петербурге, Нижнем Новгороде, Самаре, Кемерово, Барнауле, в Йошкар-Оле. Они знакомят посетителей с историей развития Православия в крае и создания монастырей, храмов, с земляками – подвижниками благочестия, архипастырями и пастырями, потрудившимися в епархии, рассказывают о периоде церковных гонений. Одним словом, научают верующих помнить и быть благодарными тем, кто понес труды ради распространения Христовой истины на их земле. Различные духовно-просветительские мероприятия делают такие музеи центрами миссионерства.

Обсудив возможный формат дальнейшего сотрудничества, мы вернулись каждый к своей работе. Мне хотелось изучить отчет как можно скорее, поэтому я читала его и в обед, и в каждую выдавшуюся свободную минуту. По прочтении я поспешила написать Андрею Сергеевичу письмо с уточняющими вопросами.

Так рассказ отца Игоря дополнился «официальными» подробностями. Привожу некоторые из них:

Археологические работы проводились всего 1,5 месяца – с 5 сентября по 14 октября 1995 года. Место будущего раскопа представляло собой свалку слежавшегося мусора 2 метровой толщины, оставшегося здесь после ликвидации бензоколонки – доски, железные трубы, битые кирпичи и т.п.

Для проведения археологических исследований бульдозером был снят асфальт, под которым проявились остатки кирпичной кладки. Большую помощь и активное участие в археологическом исследовании на раскопе оказал казанский краевед, представитель Казанской Епархии Александр Журавский.

В отчете приведена историческая справка о Спасо-Преображенском монастыре. В дополнение к найденной и приведенной мною ранее информации о монастыре, в отчете уточняется, что место для монастыря было указано самим царем Иваном Грозным. Подробное описание «пещерки» дается Алексеем Андреевичем Воскресенским: «… перед средним окном главного алтаря Преображенского храма Спасской обители видится зеленая крыша, котлообразной формы, небольшого здания, увенчанного крестом …». Вход с восточной стороны, у которой впоследствии пристроен деревянный притвор: четыре его ступени соединяют «пещерку» с поверхностью земли. Гробницы почивающих здесь были расположены в следующем порядке. «По направлению от южной стороны к северной, … первая могила блаженных иноков Ионы и Нектария, рядом – митрополита Ефрема, далее архиепископ Епифаний, еще далее – епископ Арсений. На самом почти пороге входной двери – архимандрит Сергий».

Согласно отчету, в процессе расчистки выяснилось, что «пещерка» представляет собой двойное здание. Первоначально обнаруженная кирпичная кладка, датированная концом 19 – началом 20 века (А.М. – очевидно это новая часовня, об устроении которой мной было рассказано в предыдущих частях), толщиной до 1 м, окружает более древнее здание, сохранность кладки которого очень плохая. Сквозь толщу стен пробит канал для труб бензоколонки, при их прокладке были разрушены остатки стен, разбиты надгробные плиты и кирпичные гробницы «пещерки».

Из-за обрушившегося цоколя на раскопе сложилась сложная аварийная ситуация, которая повлияла на дальнейших ход археологических раскопок, а главное – осложнила снятие профилей (т.е. зарисовку объекта в процессе раскопок).

При раскопках было обнаружено 13 погребений: 1 вне и 12 внутри помещения «пещерки». Номера погребениям давались по мере их нахождения.

Вот описание захоронения №2 митрополита Ефрема: обнаружено в кирпичном склепе в северо-западном углу пещерки. В руках погребенного был найден бронзовый крест с распятием. На шее, вдоль тела и на поясе сохранились следы перевязи. У левой руки обнаружены фрагменты железного переплета Евангелия.

Погребение святых иноков Ионы и Нектария (№9 и №11) было обнаружено вдоль южной стены пещерки.

Отчет содержит рисунки и фотографии с места археологических раскопок. Благодарение студентам архитектурной академии, которые тщательно зарисовали то, что удалось успеть обнаружить. На одном из рисунков был запечатлен необыкновенной красоты крест, найденный в руках митрополита Ефрема.

Обработав текстовую и графическую информацию, содержащуюся в отчете, Андрей Сергеевич составил примерную схему расположения погребений. К сожалению, фотографии в отчете оказались очень плохого качества, на них практически ничего не видно, в большинстве своем это коричнево-зеленые прямоугольники.

В заключении отчета Жанна Рудольфовна Алфеева пишет: «так как работы на раскопе не были доведены до своего логического завершения, то, по-видимому, следует их продолжить в следующем сезоне».

Вечером 27 ноября предприняла попытку дозвониться по найденным телефонам, чтобы разыскать Жанну Рудольфовну. Возможно у нее сохранились негативы фотографий, и она знает о судьбе креста. Увы, безрезультатно.

Фотографию с рисунком креста, в ожидании чуда, переслала знакомым для «поисков в Казанском Кремле». 28 ноября пришел ответ, что в Музее Благовещенского собора такого экспоната нет. Остается надежда, что музеев в Кремле много, и крест отыщется.

Тем временем, за контактами искусствоведа Маханько М.А. из приемной митрополита меня направили в иконописную мастерскую. Не дозвонившись, я решила сделать попытку узнать с «другого конца» – нашла в интернете сайт Аппарата Президента РТ, позвонила по телефону в приемную, но без особой надежды. Удивительно, но меня не отправили писать официальный запрос, а внимательно выслушали и соединили с секретарем Управления по взаимодействию с религиозными организациями, который, слава Богу, помог найти специалиста, занимавшегося организацией Форума.

29 ноября мы с друзьями отправились в автомобильное паломничество в село Полянки Спасского района, находящееся в 200 км от Казани. Там, на крутом берегу Волги, в родовом поместье помещиком Лонгином Лихачевым в 1778 году был возведен Покровский храм. В годы лихолетья он разделил скорбную участь многих поруганных храмов. Но сейчас, помощью Божией и усердными трудами настоятеля отца Евгения и его помощников храм возрождается. Построена воскресная школа для детей.

Перед обедом мои друзья взяли с библиотечного стеллажа в храме книгу. Когда я вошла в трапезную, они уже читали ее вслух, и я предложила продолжить чтение. Книга была посвящена архиепископу Казанскому и Чистопольскому Сергию (Королеву). Мне досталось читать отрывок – статью архиепископа Сергия, посвященную Казанской иконе Божией Матери, о Ее «благодатной помощи и заступлении в тяжелое для Руси Смутное время». Закончив чтение, я взглянула на следующую страницу. Там начиналась новая глава и ее автором был…Александр Журавский! Теория «невероятности» - уехать за 200 км от дома, чтобы друзья выбрали из двух-трех сотен книг на полке ту самую, войти в нужный момент, чтобы увидеть фамилию участника известных событий – это очередная подсказка, не иначе. Слава Богу! Другой бы на моем месте все бросил и занялся поисками возможностей связаться с указанным лицом, но я продолжала откладывать, так как «у него и без меня в Москве дел хватает».

2 декабря – день памяти священномученика Иоасафа (Удалова) епископа Чистопольского. В возрасте всего 26 лет, он стал игуменом и исполняющим обязанности настоятеля казанского Спасо-Преображенского монастыря в Казанском кремле. Именно под его руководством над мощами митрополита Ефрема Казанского была выстроена часовня в древнерусском стиле.

Революционные события застали владыку в Казани. Один из немногих церковных иерархов города, он отказался покинуть Казань вместе с отступающим белочешским корпусом в сентябре 1918 года. В результате, когда в городе не осталось ни одного архиерея, старшим по чину оказался 32-летний архимандрит Иоасаф. Несколько месяцев он исполнял обязанности управляющего епархией. Как пишет Александр Журавский в «Кратком обзоре событий 1918 года в Казанской епархии»: «Несмотря на свои молодые лета, это был замечательный администратор, умный, спокойный, уравновешенный человек, не терявший хладнокровия и в самых затруднительных ситуациях, умевший любой напряженный разговор перевести в спокойное русло … 22 сентября 1918 года все кремлевские храмы были закрыты. Уступая настоятельным просьбам архимандрита Иоасафа, временно управляющего Казанской епархией, власти разрешили вынос из кремлевских церквей наиболее чтимых святынь. Условием поставили предоставление списка участников числом не более двадцати человек, а прохождение – без пения и колокольного звона. Архимандриту Иоасафу поступали противоречивые указания, определялись различные сроки для перенесения святынь. Наконец, в 9 часов вечера силами монахинь Казанского Богородицкого монастыря, ибо в самом Спасском монастыре, кроме отца Иоасафа, оставались только иеромонах Варсонофий и монах Венедикт, были вынесены: из Кафедрального Благовещенского собора – рака с мощами святителя Гурия Казанского, из Спасского монастыря – рака с мощами святителя Варсонофия, икона святой мученицы Варвары с частицей мощей, древние иконы Николы Ратного и Спаса Всемилостивого, древняя запрестольная икона и крест.

Впервые за много веков мощи казанских святителей покидали стены древнего Кремля. Ныне этот печальный исход видится нам провозвестником грядущих гонений на Православие, символическим началом теснения христианства из его пределов и в самом Казанском крае. Уже была пролита кровь первых казанских новомучеников, уже начались аресты городского духовенства, и вот дошла очередь и до первосвятителей казанских... Сохранилось свидетельство очевидца этих событий, имя которого, к сожалению, осталось безызвестным:

«Под покровом темноты, в темную осеннюю ночь печальное шествие двинулось из Кремля к Казанскому монастырю. В глубоком молчании, без колокольного звона, без священных песнопений, двигалось шествие по пустынным улицам города: военное положение запрещало жителям выходить на улицы после 7 вечера. Так, не видимые никем, шествовали святители Гурий и Варсонофий по улицам своего града, изгнанные из родных обителей, чтобы найти приют под покровом Божией Матери. Согбенные под тяжестью серебряных гробниц, медленно двигались грустные фигуры, храня безмолвие в сердцах, переживавших момент величайшего потрясения. Скорбь смешивалась с бодрым мужеством и решимостью... В Казанском монастыре духовенство с игуменией ждали приближения шествия в зимнем храме, где в то время совершались ежедневные службы.

(в тот год, еще в августе при белых, службы были перенесены из летнего храма в зимний, ввиду опасности, грозившей от бомбардировки. — А. Ж.).

Шествие долго не появлялось. Наконец, оно достигло святых ворот монастыря. Ворота тотчас закрылись за шествием, и мощи были внесены в храм и поставлены на приготовленное место — у южной стены. Двери храма были заперты, и началось трогательное ночное служение — молебствие. Мощи святителей были спасены в стенах обители Казанской Божией Матери...».

В сане епископа Иоасаф (Удалов) был расстрелян в Казанской внутренней тюрьме НКВД 2 декабря 1937 года, когда Православная Церковь чтила память святого Иоасафа, царевича Индийского. Вместе с епископом Иоасафом к расстрелу был приговорен протоиерей Николай Троицкий и осуждены на 10 лет лагерей две монахини Богородицкого монастыря Евдокия (Двинских) и Стефанида (Макарова).

Владыка Иоасаф и протоиерей Николай были похоронены в общей могиле на Архангельском кладбище Казани. Сейчас на этом месте установлен памятник со списком погребенных…

 

 

 

 

Продолжение следует

 

 

 

ТЕГИ:
Митрополит Ефрем Казанский
История Казанской епархии

Новости Татарстанской митрополии