Новости монастыря

Дневник дальнейших событий. Ефрем, митрополит Казанский и Свияжский. Часть IV

Дневник дальнейших событий. Ефрем, митрополит Казанский и Свияжский. Часть IV
Автор: Марина АСТАХОВА

Продолжение. Начало см. в «Митрополит Казанский и Свияжский Ефрем (1606-1613 гг.)», Часть I и Часть II, Часть III.

В последний день августа Господь послал меня в с. Богородское Пестречинского района. К семье моих крестниц приехали друзья из Москвы за целебной водой из местного святого источника, которых я и сопровождала. До этого мне пару раз доводилось лишь проезжать через с. Богородское в с. Куюки, при этом сельский храм Успения Божией Матери каждый раз был закрыт.

Перед тем, как проехать на источник, мы остановились у храма. Встретил нас широкой души батюшка – отец Игорь. Он немного нам рассказал об истории храма, об источнике, поведал о чудесах, произошедших по молитвам перед находящейся там Казанской иконой Пресвятой Богородицы. И вдруг, в конце беседы, упомянул о том, что… ему довелось собственноручно обретать мощи преподобных Ионы и Нектария Казанских, митрополита Ефрема, архиепископа Епифания и всех, погребенных в «пещерке» на территории Спасо-Преображенского монастыря Казанского Кремля. Господи помилуй, вот это не случайность! Промысел Божий!

Мы торопились к поезду и записать историю отца Игоря уже не оставалось времени, но теперь я знала, в каком направлении продолжатся мои «изыскания».

1 сентября по благословению игумена Казанско-Богородицкого монастыря отца Марка на сайте была опубликована первая часть, а через неделю и вторая часть истории про митрополита Ефрема. Но, понимая, что круг посетителей сайта  ограничен, мы задумались над тем, чтобы выпустить печатные листовки, которые можно было бы распространять среди прихожан. Иерей Антоний Ермошин – руководитель комиссии по канонизации Татарстанской митрополии, поддержал инициативу размещения листовок в Сретенском храме Петропавловского собора у раки с мощами святителя Ефрема. Осталось «всего-то» – облечь текст в художественную форму и подготовить полиграфический макет…

Слава Богу, 10 лет назад Он меня познакомил с сотрудниками прихода Серафима Саровского Дмитрием и Максимом. У Максима – художественный талант, у Дмитрия – организаторский, а главное – добрые и отзывчивые сердца. К ним я и обратилась за помощью в оформлении листовки. Приближалось 26 сентября – день обретения мощей митрополита Ефрема. Конечно, хотелось успеть к празднику, но я понимала, что творческий процесс – дело не быстрое, тем более со свободным временем в наши дни туго, и запаслась терпением.

3 и 27 сентября состоялись еще две поездки в с. Богородское, но отец  Игорь не смог побеседовать из-за возникших обстоятельств. Я не расстроилась. Как говорил батюшка Иоанн Крестьянкин: «У Господа все бывает вовремя для тех, кто умеет ждать.».

25 сентября, накануне дня обретения мощей святителя Ефрема (26.09.1995), я была на всенощной в Петропавловском соборе, а 26-го – на Литургии. В этот день был праздник Обновления храма Воскресения Христова в Иерусалиме (Воскресение словущее). Я верю, что даст Бог, и наступит время, когда историческая память восстановится, возобновится народное почитание и в этот день будет праздноваться еще и обретение мощей святителя Ефрема, митрополита Казанского и Свияжского Чудотворца.

После Литургии я отправилась в Высокогорскую ЦРБ навестить в свою знакомую, которая к этому времени уже 20 дней лежала в больнице, прикованная к постели после перенесенного инсульта. «Здравый смысл» подсказывал, что вряд ли она снова сможет ходить, так как правая сторона была парализована, и за столь длительный срок особых улучшений не наблюдалось… И здесь меня ожидал подарок! Господь в этот праздничный день обновил храм тела болящей рабы Божией Любови, она поднялась с постели и, при помощи ходунков, сделала несколько шагов! Верю, что это чудо случилось в том числе и по молитвам святителя Ефрема!

Тем временем, мои дарители иконы, оказавшиеся неравнодушными ко всей этой истории, не только узнали имя владельца и разыскали телефон, но даже предварительно договорились о моем звонке.

Что и говорить, мне хотелось не просто расспросить об иконе святителя Ефрема по телефону, но увидеть ее собственными глазами. Так, в один из дней, уповая на помощь Божию, я набрала заветный номер. Мои надежды были не напрасны – владелица иконы оказалась человеком отзывчивым и с радостью согласилась встретиться у нее дома. И вот, осенним вечером 4 октября после работы я отправилась в гости. Меня встречали р. Б. Лидия и… митрополит Ефрем в своем святом образе. Благослови душе моя Господа, исполняющего во благих желания твоя!

Лидия Ивановна и ее супруг были приветливы, со вниманием и интересом выслушали мою историю о митрополите Ефреме и рассказали мне о своей семье и об иконе. Лидия – 7 ребенок в семье. Семья проживала в дер. Надеждино Высокогорского района (ныне упразднена). Мама Лидии – Тимофеева Прасковья Степановна родилась седьмым ребенком в 1916 году в семье зажиточных крестьян с. Каймары. Семья была верующей, они посещали храм в Каймарах, а также ездили на службу в Троицкий храм с. Усады. Икона досталась Лидии от мамы Прасковьи Степановны, а той – от ее мамы Ольги (?-1961).

В доме Тимофеевых в д. Шушары, куда семья переехала после расформирования д. Надеждино, до сих пор сохранилось тябло – так называется уголок с иконами. Среди прочих икон находилась и икона митрополита Ефрема. К сожалению, за много лет иконы пришли в негодное состояние. В храме, куда Лидия обратилась с вопросом, что с ними сделать, посоветовали их сжечь. Лидия поступила иначе, она собрала и отнесла в храм. И лишь икону митрополита Ефрема, чудом Божиим, она оставила и, по настоянию верующей подруги, отдала на реставрацию. Было это в 2012 году. Трудами реставратора образ святителя Ефрема был восстановлен. Лидии предлагали продать икону, но она отказалась. И по сей день она не готова расстаться с образом: «Вот умру, а дети пусть распоряжаются как хотят».

И вот, настал долгожданный момент, когда в моих руках оказался единственный сохранившийся дореволюционный образ святителя Ефрема! Не передать словами радость и ликование моего сердца! Мне хотелось обнять икону, будто самого митрополита Ефрема!

Сделав несколько фотографий, перед уходом я спросила Лидию: «Можно ли в будущем попросить икону, чтобы использовать ее в праздничном богослужении?». Она ответила: «Конечно!». Покидать гостеприимный дом и расставаться со святым образом не хотелось. Поблагодарив хозяев, вместе с пробным экземпляром листовки я попросила передать благодарение подруге Лидии. Если бы не ее участие в сохранении этого уникального образа митрополита Ефрема, мы бы лишились еще одного важного свидетельства давнего почитания Казанского святителя.

В православной энциклопедии я нашла информацию, что «в начале XX в. была отпечатана хромолитография с изображением митрополита Ефрема с нимбом и текстами: вверху – «Стый Ефремъ митрополит Казанский Чудотворец», внизу – «Помазавший на царство Михаила Феодоровича Романова». Св. Ефрем с нимбом представлен в правой части, обращенным с молением к Спасителю в облаках (в левом верхнем углу), как старец с седой бородой средней длины и прядями волос, спускающимися на плечи. Облачение составляют желтая митра, увенчанная крестом и с «городками» над тульей (так же, как на вышивке для хоругви), красный саккос и желтый омофор. Десница поднесена к груди, в левой руке – Евангелие в окладе зеленого цвета. Слева изображен Спасо-Преображенский монастырь в Казанском кремле: за белокаменной оградой с круглыми башнями – 5-главый 2-этажный белый храм с 3 апсидами и 3-ярусной колокольней с часами». У историка Игоря Алексеева сообщается, что один экземпляр печатной литографии хранится в отделе изобразительных материалов Российской государственной библиотеки.

Как видно из описания, композиция хромолитографии идентична композиции сохранившейся до наших дней иконы. Очевидно, что к моменту выпуска хромолитографии существовал «утвержденный» канонический образ святителя Ефрема.

После нашей встречи с Лидией я обратилась к реставратору. Мне было интересно, почему доска, на которой написана икона, так хорошо сохранилась? Каков примерный «возраст» образа?

Оказалось, что икона выполнена на доске из кипариса, этим и обусловлена такая сохранность. По мнению мастера, икону можно отнести к XIX веку и велика вероятность, что она храмовая (аналойная).

В интернете я нашла информацию, что «древесину кипариса применяли для изготовления предметов церковного обихода. Кипарис считался символом святости, так как кипарисовая древесина имела ароматный и свежий запах и была «нетленна». Кипарис считался идеальным материалом для написания икон, так как он не усыхал и не терял своих свойств с течением времени. Самые чтимые иконы делали на досках из кипариса».

Поскольку кипарис – дорогой материал, то версия о том, что икона храмовая, приобретает еще большую вероятность. В рассказе Лидии упоминалось о храмах с. Каймары и с. Усады, поэтому я сделала запрос в Государственный архив о наличии описей церковного имущества этих храмов.

Продолжение следует.

ТЕГИ:
История Казанской епархии
Митрополит Ефрем Казанский

Новости Татарстанской митрополии